Сейчас здесь находятся три тысячи человек, десятая часть населения литовского города Висагинас. Выражая неодобрение мэру города, они выкрикивают лозунги против потери рабочих мест и стремительно растущих тарифов ЖКХ.
Их затруднительное положение является результатомце прошлого года был закрыт главный работодатель города – Игналинская АЭС. Эта атомная электростанция была одной из крупнейших в Европе, но ЕС посчитал, что ее реактор, чья модель идентична тому, что использовался на Чернобыльской АЭС, слишком опасен. По этим проводам шло электричество, которого хватало на всю страну, но с момента закрытия ядерного реактора они бездействуют. В городе Висагинас цены на электричество выросли на 20%, тариф на горячую воду - вдвое, а на отопление – в пять раз.
Степан Волчанов работал на АЭС пятнадцать лет. Теперь ему приходится искать временную работу, он передвигается по Европе, чтобы поработать где-то в течение нескольких недель.
Степан Волчанов, бывший работник АЭС: Работы нет – цены растут, а доходы падают. Люди называют счета за электричество уведомлением о смерти. Мы обвиняем власти, которые просто бросили нас.
Город Висагинас был построен специально для проживания работников АЭС.
Сегодня закрытие электростанции заставляет закрываться и местные бизнесы. Школы пустуют, потому что молодые родители уезжают вместе со своими детьми. Тем не менее критикуемый мэр призывает к спокойствию.
Витаутас Ракаукас, мэр Висагинаса: Конечно, можно обвинять всех в этой ситуации. Центральное правительство. Нас. Можно сказать, что люди знали о закрытии АЭС уже давно, но не делали ничего. Некоторые люди всегда считают, что все ужасно, но у Висагинаса есть будущее.
На сегодняшний день на АЭС еще работают люди, которые занимаются утилизацией радиоактивных отходов старого реактора, но правительство уже пообещало построить новую электростанцию.
Владимир Дранник, глава партии «Независимый союз»: Новая электростанция станет спасением для города. Если ее запустят, в город потекут деньги, и эти люди вновь станут нужными.
Однако без детального плана или даты начала строительства перспективы новой электростанции в разгар экономического кризиса остаются туманными. И пока они не прояснятся, социальные беспорядки, скорее всего, продолжатся.