«Гру-зи-я! Гру-зи-я!» — орали фанаты на шеститысячном стадионе в турецком Трабзоне. Шла схватка между командами Грузии и России. Российских болельщиков присутствовало всего ничего, и весь стадион превратился в один громадный, реющий на ветру флаг Грузии.
Грузинская команда регби «Лелос» в субботу разделала русских под орех. Одержав победу с разгромнейшим счетом 36:8 в последнем круге чемпионата Европы, Грузия завоевала высшую позицию в первом дивизионе. В следующем году «Лелосу» предстоит участвовать в чемпионате мира в Новой Зеландии, где он сразится с Аргентиной, Англией, Шотландией и победителем группы «Б».
Обе команды уже прошли на чемпионат мира, но по крайней мере для Грузии важность игры чувствовалась даже в отдалении от от стадиона.
Отношения между Россией и Грузией остаются весьма напряженными и после скоротечной войны августа 2008 года. Разгоревшаяся после войны битва за трактовку событий конфликта, отмеченная обменом прямыми оскорблениями между политиками, привела к тому, что все спортивные состязания между командами двух стран стали проводить на нейтральной территории. В марте 2009 года грузины разгромили русских со счетом 29:21 в украинском Мариуполе - это была их первая встреча после начала вооруженного конфликта.
Дух времени определяют смешанные чувства. Политики стараются обходить в своих выступлениях тему игры, а простые люди открыто высказываются о том, какое большое значение она имеет.
Председатель союза регбистов Грузии Георгий Ниджарадзе считает, что игры между двумя командами всегда проходят напряженно вне зависимости от того, что между отдельными игроками могут существовать дружеские отношения, ведь все они — граждане враждующих стран.
«Ребята знают, что игру будет смотреть вся Грузия, что это огромная ответственность, и этого достаточно, чтобы у них была высокая мотивация», — комментирует он, добавив: «Это особенная игра. Очень особенная».
Русские и грузинские регбисты играли друг с другом впервые после войны, и обе стороны зубами вырывали друг у друга победу. В этот раз все обошлось несколько тише, но главный тренер «Лелоса» австралиец Тим Лейн (Tim Lane) сказал, что заметил «ненависть со стороны грузин по отношению к русским из-за войны двухлетней давности и из-за исторических событий».
Но если настрой — главный фактор успешного выступления игроков, то, по его словам, «нам всегда надо играть только против России».
На самом деле Россия не выигрывала у Грузии в регби уже шестнадцать лет. Многие считают, что победы грузинских команд объясняются не их игрой в слаборазвитой национальной лиге, а воинственным характером игроков. Спортивное оборудование в Грузии (эта страна вступила в Международную организацию регби в 1992 году) находится в плохом состоянии, местные клубы тоже. Тренировки зачастую проходят в парках или в полях «в очень плохих условиях», отметил Лейн.
В игру «лелобурти» (от грузинских слов со значениями «поле» и «мяч») в Грузию играют уже веками, чаще всего — деревня на деревню. Цель игры — перенести мяч через ручей, отделающий одну деревню от другой.
Ниджарадзе почти ничего не сказал о том, почему его команда выступает так хорошо, — он крепко сжал кулак и стукнул себя в грудь.
Лейн, однако, говорит, что полагается на своих игроков, большинство из которых играют в профессиональных клубах Франции и Румынии. По словам Лейна, у них между играми остается на тренировку всего по три-четыре дня, так что он надеется, что они вернутся в хорошей форме.
«Мы знали, что игра будет значимой с точки зрения политики, и очень старались победить», — сказал игрок национальной сборной Годерзи Швелидзе.
Спустя день после игры президент Грузии Михаил Саакашвили наградил членов команды орденом почета и поблагодарил за то, что они посвятили свою победу памяти погибших воинов.
«Не хочу политизировать спорт, — сказал Саакашвили, обращаясь к членам команды на торжественной церемонии. — «Мы не должны испытывать ненависти к cпортсменам и мы ее не испытываем. Спорт — это дружба, но ни один российский телеканал не сообщил о нашей победе».
Главный тренер российской команды Николай Неруш ни слова не сказал о скрытых мотивах — только о спорте.
«У нас хорошие отношения с грузинским союзом, никаких негативных чувств нет», — сказал он.
На игру приехало более пяти тысяч грузинских болельщиков, потратив на дорогу по меньшей мере десять часов. На обратном пути во всех автобусах пили, пели и радовались.
Двадцатисемилетний Давид Чаганава не чувствовал совершенно никакого напряжения, когда выезжал на игру из столицы Грузии Тбилиси.
«Все [то есть поездка болельщиков на игру] было организовано так, как будто государство специально хотело вдохновить людей», — сказал он.
Чаганава считает, что это была не просто игра, хотя в идеальном мире, конечно, лучше разделять политику и спорт.
«Но я не думаю, что это возможно», — сказал он, улыбаясь.