Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Наши соседи: Дагестан

© РИА Новости / Перейти в фотобанкВысокогорное село Анди в Дагестане
Высокогорное село Анди в Дагестане
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За происходящими на Северном Кавказе острыми событиями, которые в любое время могут перерасти в широкомасштабное вооруженное противостояние, напряженно следят народы, как проживающие по соседству, так и стран всего региона.

За происходящими на Северном Кавказе острыми событиями, которые в любое время могут перерасти в широкомасштабное вооруженное противостояние, напряженно следят народы, как проживающие по соседству, так и стран всего региона. Напряженная обстановка в регионе отражается, в первую очередь, и на Грузии, которая фактически находится в военном положении с той страной, которая захватила 20 процентов ее территории, и в состав которой входят наши исторически ближайшие соседи.

"Клуб экспертов" решил предоставить читателям краткие справочные данные о соседях. Вместе с тем, мы также представим с известными историческими фактами и наше видение по поводу того или иного злободневного вопроса.

Первое письмо касается Дагестана.

"Тот, кто владеет Дагестаном, тот контролирует весь Кавказ", - заявляли захватчики всех мастей. И на Кавказ с мечом и огнем шли скифы, персы, арабы, монголы, турки, русские. Поработители все шли и шли, кавказцы же оставались. Может, наступило время, чтобы кавказцы сами "контролировали свой дом" и сами правили на родной земле. Гордые и смелые, они не раз доказали всему миру, что у них не меньше других и ума, и умения, да и исторического опыта.

Дагестан

Дагестан - самая большая из семи республик Северного Кавказа, как по своей территории (50,3 тыс. кв.км.), так и по численности населения (2 миллиона 700 тысяч). С востока к ней примыкает 530-километровая морская полоса, на севере она граничит с Калмыкией и Ставропольским краем, на юге – с Азербайджаном, а на западе – с Грузией и Чечней. Столица Республики Дагестан город Махачкала, который раньше назывался Петровск - порт. С 1922 года в знак уважения к большевику - революционеру Махач Дахадаеву его назвали Махачкалой.

В Дагестане 40 административных районов, 8 городов и 14 поселков. Главные города республики – Махачкала, Дербенд, Хасавюрт, Буйнакский, Избербаш, Каспийск, Кизляр и Советское.

В Дагестане проживает около 30-и этнических групп. Самые многочисленные из них – аварцы – 760 тысяч, даргинцы – 426 тысяч, кумыки – 15 тысяч, лезгины – 14 тысяч, лакцы – 6 тысяч, табасаранцы – 5 тысяч, ногайцы – 2 тысячи, рутульцы – 24 тысяч, агулы – 23 тысяч, цахуры – 8 тысяч, таты – 1 тысяча, чеченцы – 100 тысяч и др. Кроме перечисленных групп, в Дагестане проживает определенное количество азербайджанцев и русских.

Многочисленная родственная группа дагестанских языков входит в иберийско-кавказскую семью языков и в ней выделяются три основные подгруппы: хундско -андийско-дидойская, лакско-даргинская и лезгинская. Литературные языки Дагестана в настоящее время используют азбуку, созданную на основе русской графики, а до этого была предпринята попытка использовать арабский алфавит.

Согласно археологическим находкам, на территории нынешнего Дагестана человек проживал еще в III веке до н.э. Предки дагестанцев в разное время испытывали влияние скифов, сарматов, албанцев, персов, арабов, монголов и др. С XVI века начали устанавливаться отношения с Россией. В 1722 году Петр I присоединил к России морское побережье Дагестана, хотя в 1735 году, был вынужден уступить эту территорию Персии согласно Гянджскому трактату. В 1813 году согласно Гюлистанкому мирному договору было оформлено окончательное присоединение Дагестана к России, что вызвало усиление сопротивления мусульманских духовных кругов. Продолжительная война с Российской империей под предводительством Имама Шамиля за создание теократического государства завершилась крахом в 1859 году.

В 1860 году Дагестан в статусе округа был введен в состав Кавказа, находящегося под покровительством наместником.

После Октябрьской революции в Дагестане был создан ревком под руководством У. Буйнакского, который был расстрелян в 1919 году по решению шариатского суда. В 1920 году в Дагестан вошла русская 11-ая Красная Армия под командованием Орджоникидзе и Кирова. А в 1921 году была создана Дагестанская Автономная Республика.

После распада Советского Союза Дагестанская республика осталась в составе Российской Федерации. Согласно Конституции Дагестана, принятой в 1994 году законодательным органом республики является Народное собрание, избранное прямым голосованием. Исполнительная власть, т.н. коллегиальный президент, состояла из представителей 14 т.н. титульных наций. Так как институт коллективных руководителей себя не оправдал, в Конституцию Дагестана было внесено изменение, согласно которому политические партии республики должны представить президенту России несколько кандидатур в президенты республики. Из них будет избрана одна, которую представят Народному собранию, после чего новоизбранный президент назначает главу правительства.

В феврале 2010 года именно после прохождения такой процедуры президентом был назначен представленный партией "Единая Россия" кандидат - Магомедсалам Магомедов. Он же представил на пост премьер-министра одобренную той же партией кандидатуру Магомеда Абдуллаева. Подавляющее большинство населения Дагестана исповедует ислам.

Принято считать, что Дагестан – самый исламизированный регион Российской Федерации. От соседних мусульманских народов дагестанцы выделяются своим влечением к исламской вере и культуре. Именно Дагестан был тем местом в нынешней Российской Федерации, куда ислам вступил впервые, а впоследствии стал распространяться среди других народов. Именно тут впервые укоренилось самобытное ответвление исламского суфизма - мюридизм, под знаменем которого Имам Шамиль и северокавказские народы десятки лет боролись с армиями Российской империи.

В условиях советской власти эта борьба стала протекать медленно, но с новой силой разгорелась в начале 90-х годов пошлого века, когда с Востока началось вторжение в регион салафитского учения. Оно стало известно под наименованием ваххабизма, и уже сегодня, под предлогом восстановления первичного лица ислама и призывом к борьбе с несправедливостью, объединило вокруг себя тысячи радикально мыслящих людей всего региона.

Лидер всемирно известного т.н. "Имарата Кавказ" Докку Умаров признал Дагестан вместе с другими северокавказскими республиками частью будущего исламского государственного объединения, идеологией которого был объявлен ваххабизм и джихад.

За последние годы непримиримый радикализм перерос в партизанскую борьбу, которая превратила Дагестан, вместе с Чечней и Ингушетией, в одну из горячих точек Кавказа.

Участившиеся спецоперации не сумели сломить вооруженное подполье, более того, за усилившимися репрессиями последовала его удвоенная активность, в результате чего за систематическим нападением на сотрудников силовых структур следуют уничтожение сотен боевиков, жертвы среди государственных сил. Именно в этот период вошел в употребление термин "рельсовая война".

Значительным фактором является участившиеся убийства духовных мусульманских лиц, что объясняют критикой ими ваххабизма и связями со спецслужбами. Политические партии: После распада Советского Союза в Дагестане было создано много политических партий и организаций. Одна их часть создавалась под влиянием государственных структур России, вторая – формировалась при содействии извне религиозных сил. Самая влиятельная российская политическая партия "Единая Россия" в Дагестане имеет довольно многочисленный и влиятельный филиал. В 2010 году, во время проведения в Дагестане выборов и назначения президента, представленные именно этой партией кандидатуры стали президентом и премьер-министром.

Определенным авторитетом в Дагестане пользуется Партия реформ, которой руководит один из известных политических деятелей республики, богатый человек, мэр города Махачкалы, даргинец Саид Амиров. Его стремление к богатству и неограниченной власти стали причиной осуществленных против него 4 терактов, когда ему чудом удалось избежать смерти. Но он прикован к инвалидной коляске. Из-за высокого интеллекта и дееспособности его даже называют дагестанским Рузвельтом. Популярна и многочисленная Исламская демократическая партия, которая насчитывает в своих рядах значительную часть верующей интеллигенции.

Созданное в 80-е годы национальное движение "Садвал" ("Единство") объединяет проживающих в Дагестане и Азербайджане соотечественников и ставит целью формирование нового единого политического субъекта за счет двух районов Северного Азербайджана и Южного Дагестана, чтобы потом самостоятельно войти в Российскую Федерацию.

Нетрудно догадаться, чьи интересы выражает эта партия, руководимая отставным советским генералом и бывшим политработником Кахримановым, созданная для того, чтобы оказывать давление на Азербайджан.

Политические планы "Садвал" и его единомышленников вызывают в Азербайджане серьезное раздражение и протест.

Довольно популярна в Дагестане и Коммунистическая партия, в которой, в основном, объединены представители старшего и среднего поколения, Как ни парадоксально, Дагестан, в отличие от других республик Северного Кавказа, единственная республика, в которой к Сталину относятся с почетом и уважением. Существует общество, которое носит его имя.

Исходя из сложившейся на сегодня обстановки, политическую погоду в республике создают объединения и группировки религиозной окраски и стоящие за ними кланы. Без консультаций и согласия с ними не суждено осуществиться ни одному решению политической, военной или хозяйственной сферах.

Азербайджано-дагестанские отношения: Самым взрывоопасным очагом с этнической точки зрения считается компактно заселенный лезгинами Южный Дагестан. Общественная организация этого региона "Садвал" планирует со своими дагестанскими соотечественниками присоединить к республике два лезгинских района Азербайджана - Кубский и Кусарский - и создать территориально единый новый политический субъект, а затем войти в состав России.

Несмотря на то, что азербайджанское руководство проживающим на территории государства лезгинам создает все условия, и их социальный, культурно-экономический уровень намного выше уровня соотечественников в Дагестане, в нем все равно усилен антиазербайджанский сепаратизм и влечение к северу.

Второй нерешенной проблемой в азербайджано-дагестанских отношениях является река Самур, разделяющая их совместную границу. Корни проблемы пользования водным ресурсом этой реки уходят вглубь исторического прошлого. По обе стороны Самур расположены плодородные сельскохозяйственные земли, и их продуктивность важна для экономики обеих сторон.

Несмотря на многочисленные переговоры на высшем государственном уровне, Дагестан объявил себя ущемленным и заявил протест по поводу использования Азербайджаном 90 процентов поливочного водного ресурса этой реки.

Чечено-ингушское противостояние проявилось еще в XIX веке, когда целью борьбы против России под предводительством Имама Шамиля было объявлено создание нового исламского государства во главе с Дагестаном и Чечней. Реанимация этой идеи началась вслед за распадом Советского Союза, к которой вместе с арабами и прибывшими из других исламских стран ваххабитов-миссионеров присоединились и чеченские полевые командиры.

Противостоянием между Дагестаном и Чечней и главным предметом спора является пограничный Хасавюртовский район, где проживает около 100 тысяч акинских чеченцев – до 1921 года этот район принадлежал Чечне, а затем он был присоединен к Дагестану в статусе Хасавюртовского национального округа.

В 90-е годы началось движение за отделение Хасавюртовского района из состава Дагестана и присоединения к Чечне. Позднее произошло объединение чеченских и дагестанских ваххабитов и началась подготовка к религиозной войне против России - джихаду. В это же время дагестанские ваххабиты объявили села Карамах, Чабанмах и Кадар Буйнакского района автономной исламской территорией и отменили местные органы власти. Как известно, российская авиация, артиллерия и отряды спецназначения все три села сравняли с землей.

Путь Шамиля, затем арабского полевого командира и заинтересованных исламских кругов сегодня продолжает созданный Докку Умаровым Имарат Кавказ, который, так же, как и во времена Шамиля, планирует объединить Дагестан, Чечню и остальные территории Кавказа, населенные мусульманами, с целью создания нового исламского государства.

У Дагестана есть еще одна болезненная проблема в лице тюркоязычных ногайцев и кумыков, которые создали ногайское национальное движение "Бирлик" и требуют формирования отдельной автономии для тюркоязычных народов Северного Кавказа, федерализацию Дагестана, а новый субъект войдет в объединение как полноправный член.

Грузино-дагестанские отношения в течение веков проходили довольно сложно. Грузинский царь Парнаваз (III в. до н.э.) боролся с дагестанскими народами против иностранных поработителей. После распространения в Дагестане христианства появились грузинские миссионеры. Их след подтверждает грузинская церковь в селе Датуна в Коисском ущелье. Распространение христианства было прервано в XIV веке из-за полной исламизации Дагестана.

В XVIII веке дагестанские феодалы, подстрекаемые турками, постоянно совершали нападения на села Картли и Кахетии.

В 1754 и 1755 году у Мчадиджвари и Кварели состоялась жестокая битва, в результате которой грузинское войско нанесло поражение войску правителя Аварии Нурсул Бега. В 1785 году 20-тысячное войско Омар Хана разграбило Кахетию.

Термин "лезгинщина" и сегодня вызывает у грузин много неприятных ассоциации. Известно, что именно нескончаемый разбой разбойничьих банд из Дагестана заставил грузинского царя Ираклия II ускорить принятие решения по поводу вступления под покровительство России.

Дагестанцы в Грузии - в 1895 году при поддержке Ильи Чавчавадзе полковник Магомед Ага Осман - оглы Ацкурский получил согласие на заселение в Кахетии аварцев, после чего появились 3 села: Тиви, Тебеджохи и Ареши. Население этих сел в 1944 году выселили в Чечню. После возвращения чеченцев из Средней Азии дагестанцы вновь вернулись в Кахетию. В 1991 году в Кварельском районе проживало 4200 дагестанцев.

В период советской власти до 1994 года на протяжении десятков лет ахалгорские, душетские, тианетские и казбегские чабаны использовали Кизлярские зимние пастбища в Дагестане. В 1990 году при подстрекательстве определенных сил грузинские неформальные вооруженные группировки ворвались в дагестанские села и потребовали от их жителей покинуть Грузию.

26 июня в Махачкале и Хасавюрте состоялись митинги в поддержку дагестанцев, которыми руководил лидер национального движения аварцев Хаджи Махачев. В апреле 1991 года началось выселение аварцев из Грузии. После грузино-дагестанских переговоров большинство аварцев остались жить в Кахетии.

2 ноября 1991 года при содействии российских спецслужб Народный фронт аварцев им. Шамиля, общество "Джамаат" и движение "Демократический Дагестан" приняли участие в III съезде Горских народов Кавказа, состоявшемся в Сухуми. В последние годы руководство Дагестана предъявило Грузии территориальные претензии. При подстрекательстве внешних сил предметом спора стала расположенная у пограничной полосы гора Дикло. Находящимися на ней пастбищами испокон веков пользовались тушины. (горские грузины, жители горной Тушетии, Грузия).

Недалек тот день, когда внешние силы - недоброжелатели кавказских народов - будут лишены возможности создать искусственный барьер между проживающими здесь народами. Грузины и дагестанцы решат проблему горы Дикло и установят твердые добрососедские отношения друг с другом.