В понедельник утром на двух станциях московского метро совершены взрывы. По предварительной информации следствия, взрывы были произведены двумя террористками-смертницами
В розыск объявлены две женщины, сопровождавшие террористок: их зафиксировали камеры видеонаблюдения. Директор ФСБ Александр Бортников заявил о причастности к взрывам в Москве террористического подполья на Северном Кавказе:
«По предварительной взрыво-технической экспертизе, взрывчатое вещество, по нашей оценке, это гексоген. В первом случае до 4 кг, во втором случае от 1,5 до 2 кг, начиненных поражающими элементами в виде нарубленной арматуры и болтов. По нашей предварительной версии, эти террористические акты совершили террористические группировки, имеющие отношение к северокавказскому региону. Мы будем считать это основной версией, поскольку предварительно на месте совершения взрывов найдены фрагменты тел двух террористок-смертниц. По первичной оценке, эти лица имеют отношение к местам проживания Северного Кавказа»
Эксперты считают теракты местью за успешные операции по ликвидации лидеров подполья Саида Бурятского, Анзора Астемирова, Саламбека Ахмадова и Абу Халеда. Сообщения об их уничтожении поступали в течение всего марта месяца.
«Кавказскую» версию разделяет политолог Владимир Прибыловский, который отвечал на вопросы Инги Добмровской по телефону из Москвы:
«Идет война. Идет война, принявшая форму «бандитско-партизанской». То, что там было какое-то затишье в террористических актах… Ну, затишье, потом опять возобновление. На Северном Кавказе идет война. За последние десять лет она просто размазалась по всей стране. И то, что со времен Беслана и Норд-Оста прошло много лет… на самом деле не так уж много. Это всё звенья одной и той же войны»
Всплеск террористической активности может быть связан с ухудшением ситуации на российском Кавказе – ростом насилия и нарушениями прав человека. Так считает Григорий Шведов, главный редактор информационного интернет-портала «Кавказский узел»:
«Я могу с уверенностью говорить о том, что за последний год события на Северном Кавказе разворачивались только в сторону эскалации насилия, провоцирования всё большего и большего количества людей на то, чтобы взять в руки оружие. И поэтому довольно важно было бы понимать, что рост насилия – это не просто само по себе происходящее автономное явление. И нарушения прав человека не просто сами по себе автономно происходят в каком-то отдельном гетто. Они ведут повсеместно к тому, что люди берут в руки оружие и готовы организовывать теракты за пределами региона. Что было ожидаемо после того, как в апреле 2009 года был реорганизован террористический отряд под названием «Риядус-Салихин», который был создан Шамилем Басаевым и который был один из самых эффективных отрядов по числу убийств, которые они совершили с использованием терактов. Этот отряд был реорганизован, он провел достаточно большое количество успешных террористических операций. И абсолютно ожидаемым было использование этих техник за пределами региона, о чем, собственно, можно было бы и услышать в заявлениях, которые делали некоторые их представители»
"Линия на подавление террора в нашей стране и борьба с терроризмом будет продолжена, - заявил президент России Дмитрий Медведев. Глава российского государства признал недостаточными те меры безопасности, которые действуют в стране для предотвращения террористических актов:
«Предотвращение таких террористических актов – это сложное дело. Как и обеспечение безопасности на транспорте. Опыт последнего периода это показывает. Нужно существенно усилить то, что делается, посмотреть на эту проблему в государственном масштабе. Не только применительно к конкретному виду транспорта или конкретному населённому пункту, а в государственном масштабе. Очевидно, что то, что предпринималось до этого, недостаточно.
Теперь по существу. Конечно, необходимо прежде всего помочь людям и оказать поддержку семьям погибших, естественно, всем потерпевшим, тем, кто находится на излечении, – оказать всю необходимую помощь как по линии субъекта Федерации, так и по линии Правительства России.
Сегодня Правительство по моему поручению проведёт соответствующее совещание на эту тему, где более подробно обсудит все эти вопросы. Я поручаю Правительству это сделать.
Теперь в отношении общей ситуации. Необходимо проявлять бдительность. Совершенно очевидно, что такого рода акции, к сожалению, всегда хорошо планируются, рассчитаны на массовый поражающий эффект и стремятся к тому, чтобы вызвать дестабилизацию в стране и в обществе. Поэтому органам внутренних дел вместе с органами безопасности необходимо провести и разъяснительную работу, и жёстко контролировать ситуацию, – не допуская, естественно, нарушений прав граждан, – жёстко контролировать ситуацию, в случае необходимости вмешиваться и принимать оперативные решения по контролю.
Такого рода практика есть и в мире, и у нас. К сожалению, мы с этим сталкиваемся уже не первый год. Поэтому здесь должен быть четкий алгоритм, что делать.
Генеральной прокуратуре и Следственному комитету необходимо продолжить сбор доказательств и провести тщательное расследование – естественно, не затрудняя движение в метрополитене. Как только будут завершены следственные действия, необходимо открыть движение, с тем чтобы город не страдал.
По тем версиям, которые выдвинуты, необходимо провести самое тщательное расследование. Совершенно очевидно, что это продолжение террористической активности, и, видимо, вокруг этого и будет построена основная следственная версия. Держите на контроле, мне докладывайте.
И последнее, что хотел бы сейчас сказать. Линия на подавление террора в нашей стране и борьбу с терроризмом будет продолжена. Мы продолжим и операции против террористов без колебаний и до конца. Хотел бы, чтобы этим руководствовались все присутствующие здесь руководители правоохранительных органов и специальных служб – без всяких колебаний, до конца»