ДИНА ГУСОВСКИ, RT: По мнению бывшего кандидата в президенты, политолога и писателя Пэта Бьюкэнана (Pat Buchanan), Америке грозит кризис демократии. Он предупреждает о растущем дефиците, о тупике в Вашингтоне и возможной войне с Ираном. Сегодня он расскажет нам поподробнее. Господин Бьюкэнан, спасибо за то, что присоединились к нам. Итак, недавно вы написали статью под названием "Ликвидация империи", и вы предупреждаете о цитирую "смерти американской империи". Что вы имеете ввиду?
ПЭТ БЬЮКАНАН, политолог: В этом году Америке грозит дефицит 11 процентов – дефицит всей американской экономики. У нас никогда не было такого дефицита, лишь в военное время, во время Второй мировой войны. А сейчас у нас такой дефицит, и конца этому не видно. И республиканцы не намерены поднимать налоги, а демократы не сократят расходы на социальные нужды и субсидии, и в итоге получается целый горшок денег - дефицит в один триллион, триллион этот тратится на национальную оборону, Афганистан, Ирак, иностранную помощь, госдеп, всех подрядчиков… Так что, я думаю, произойдет вот что: именно такие расходы станут священной коровой, которой придется пожертвовать. Это как с советской империей, которая с 1989 по 1991 год буквально обрушилась, а после вышла из Европы и из мира, я думаю, что в конечном итоге такая судьба ожидает и американскую империю. И такой исход не за горами.
- Вы также говорите о том, что Америке грозит кризис демократии, и что в основе этого лежит налоговый кризис. Я бы хотела в этой связи поговорить о Китае и государственных облигациях. Будет ли Пекин скупать облигации?
- Один лишь торговый дефицит США составил за последние 20 лет 6 триллионов. Это означает, что нам необходимо занять деньги где-то за границей, чтобы оплатить весь импорт в США. Последние десять лет Китай был главным кандидатом на то, чтобы дать нам в долг деньги, продавать нам товары и давать в долг деньги. У китайцев есть резервы в размере 2 триллионов 300 миллиардов долларов, а в государственных облигациях у них есть порядка 800 миллиардов. В декабре они продали облигаций на 45 миллиардов, и это говорит нам о том, что китайцы устали тянуть американский долг, что они хотят его диверсифицировать или избавиться от него. Если вдруг возникнет ситуация, когда весь мир скажет – "смотрите, Америке грозит дефолт по долгу, или им надо будет девальвировать свою валюту, пора валить!" Я думаю, что может сложиться такая ситуация, что США превратится в мировой Lehman Brothers, если вдруг все решат отвернуться от американского долга.
- По этой причине в Америке сейчас набирает силу так называемое "движение чаепития". Что вы о нем думаете? Что это – политическая партия, секта, культ, и надолго ли это?
- Это не культ и не партия. Это массовое движение. Когда я в 1992 году баллотировался в президенты, бригады БьюкЭнана были чем-то вроде "движения чаепития", когда они протестовали против истэблишмента обеих партий, которые втянули Америку в эту ужасную ситуацию и обе вели себя чудовищно. Вот на что сегодня похоже это "движение чаепития", однако оно гораздо более масштабно, речь идет о представителях обеих партий, о независимых людях также, в особенности. Они не верят в правительство Соединенных Штатов Америки, в Уолл-стрит, в государственные институты. Проблема в том, что они в основном протестуют. Они знают, как победить, но в их рядах нет правительственной элиты, которая дала бы им возможность прийти к власти, нет своей партии, которая могла бы управлять страной.
- Вы были лицом бригад Бьюкэнана. А кто сегодня – лицо "движения чаепития"?
- Сегодня у них нет национального кандидата. Ближе всего к ним, думаю, Сара Пэйлин, которая притом пользуется масштабной поддержкой населения…
- Однако станет ли она это делать? Ведь как вы говорите, это пока еще не политическая партия.
- Если Сара Пэйлин будет баллотироваться, она будет баллотироваться на республиканских праймериз, а многие из "движения чаепития" не принадлежат ни к какой партии, потому они пойдут и поддержат ее. Я думаю, что это очень хорошо, это движение "Америка - в первую очередь", оно обеспокоено потерей рабочих мест, массовой иммиграцией. И в первую очередь эти люди беспокоятся о гигантском разрастании правительства, которое мы сейчас наблюдаем, они не видят шансов на сокращение правительства, или на остановку его роста. Это их главная озабоченность – гигантское, колоссальное федеральное правительство США.
- Я бы хотела спросить ваше мнение по поводу победы Рона Пола на Конференции американского союза консерваторов. Означает ли это, что американцы вроде потихоньку начинают принимать такие идеи - идеи, которых он придерживается с самого начала своей карьеры?
- Рон Пол - мой друг. Я выступал за него еще в 1994 году. Он замечательный человек, и многие его идеи находят резонанс среди молодежи. Именно молодежь голосовала за него на конференции Союза, думаю, важно осознать силу этого антиправительстввенного движения. В 2008 году Рон Пол достойно выступил в роли претендента на выдвижение в кандидаты президента США, однако ему не повезло, он получил лишь 1 миллион голосов на республиканских праймериз. Но притом он совершенно очевидно выиграл политические дебаты. Так что это довольно интеллектуальное движение, и Рон Пол для них - герой. Но это пока не масштабное движение. Я не думаю, что Пол, к примеру, он мог бы стать кандидатом от республиканцев, у Сары Пэйлин шансов выше, однако в интеллектуальном смысле у Рона поразительная поддержка среди населения.
- А вот у меня еще один вопрос. Кажется, что когда речь заходит о внешней политике, нет особых различий между консерваторами и республиканцами, и вы очень хорошо заметили, что Америка в каком-то смысле брала в долг эти миллиарды и миллиарды долларов от таких стран как Китай, то есть брала взаймы у мира, чтобы защитить мир... Можете рассказать об этом?
- Верно. Я думаю, что многие американцы ведут себя так, словно сейчас 50-е или 60-е годы, когда Америка была единственной страной, которая вышла из войны не только невредимой, но и богатейшей страной мира, со всеми деньгами мира, у нас были 50 процентов мировых фабрик и заводов, мы могли позволить себе помогать другим странам, защищать другие страны, воевать во Вьетнаме. У нас было 50 тысяч солдат в Корее, 300 тысяч - в Европе, 500 тысяч - во Вьетнаме. Теперь мы дошли до такой точки, когда Америка приближается к банкротству, и сейчас, к примеру, для того, чтобы защитить Европу, нам надо одолжить у Европы сотни миллиардов долларов. Для защиты Персидского залива нам надо занять миллиарды долларов у стран Залива, арабских государств.
- И что, никто больше не осознает ироничности ситуации?
- Абсурдность всего этого состоит в том, что мы занимаем у мира деньги, чтобы держать по всему миру войска для защиты мира!
- Вы также говорите, что все эти войска и базы по всему миру совсем не обязательно обеспечивают нам бОльшую безопасность!
- Да, именно так я и считаю. Я думаю, что во время холодной войны США, когда китайцы и Советы были вместе в роли гигантской империи, очень влиятельной империи - тысячи единиц ядерного оружия, миллиард людей, от Эльбы до Южной Азии, да, тогда нужны были базы в мире, чтобы сдерживать их. Однако советская империя больше не существует. Россия - демократическая, а Китай отказался от мировой коммунистической революции и функционирует в режиме государственного капитализма, причем торгует с нами. Так что теперь базы не нужны. Нет, правда, за каким чёртом нам сдались базы в Центральной Азии? Я еще понимаю для Афганистана. Но когда история с Афганистаном кончится, закройте их! Почему бы не отдать НАТО европейцам? Русские вон снова на Урале, а не на Эльбе. Почему бы нам не отдать НАТО европейцам, и, правда, почему бы не вывести американские войска из Южной Кореи? Давайте коротко расскажу про Корею. Экономика Южной Кореи в 40 раз крупнее экономики Северной Кореи. Население ее в два раза превышает население Северной. У нее есть доступ к американскому вооружению, лучшему в мире, тогда как у северокорейцев остались танки со времен Второй Мировой. Почему американские войска находятся в демилитаризованной зоне - чтобы защищать Южную Корею спустя 60 лет после Корейской войны?
- А вы можете ответить на этот вопрос?
- Я задаюсь этим вопросом уже лет 20.
- Кто-нибудь вам на него ответил?
- Ну да, теперь количество военных уменьшилось до 28 тысяч, но почему бы просто не сказать корейцам: "эй, если война начнется, если Северная Корея атакует, наши ВВС и ВМС придут на помощь, однако вы тоже предоставите войска для своей защиты, и вооружение обеспечите". Я хочу сказать, почему защита Южной Кореи для нас важнее, чем для самой Южной Кореи?
- Кстати об обороне. Хочется поговорить об Иране. в отношении иранской ядерной программы вы задаете такой вопрос: а если Иран блефует? Во-первых, что вы имеете ввиду, и можете ли вы ответить на этот вопрос?
- Думаю, вопрос остается открытым, и слишком немногие его себе задают. Ну во-первых, когда иранцы сказали: "если вы не продадите нам уран, обогащенный на 20 процентов, чтобы мы могли делать медицинские изотопы, мы сделаем это сами". А после сказали, что они уже это делают. Пресс-секретарь президента США Гиббс сказал: "они не способны на это". Если они не способны обогатить уран до 20 процентов, как они могут его обогатить на 90 процентов для создания бомбы?
- Однако в то же время вы говорите, что растет давление на Барака Обаму, и с учетом того, что вы сейчас рассказали, наложить жесткие санкции, и вы даже говорите, что есть вероятность войны...
- Есть такой шанс. Конгресс США проголосовал 412 голосов против 12 за ужесточение санкций, что означает, что они намерены давить на все нефтяные компании мира, чтобы они перестали продавать бензин в Иран, а Иран на 40 процентов зависит от импорта - в том, что касается бензина. Если отрезать стране доступ к бензину, нефти и энергии, результатом запросто может стать война. Я считаю, что нет очевидных доказательств того, что иранцы близки к созданию атомной бомбы, а если это и так, то нужно продолжать переговоры, а не закладывать почву для третьей войны в этом регионе - наша страна и эти-то две не может себе позволить!
- Вы, кажется, утверждаете, что Обама и демократы с целью удержаться у власти могут прибегнуть к войне с Ираном, это вы говорите?
- Нет сомнений в том, что демократы серьезно попали, и чем жестче будет их курс в отнощении Ирана, чем больше они будут муссировать тему Ирана - а ведь американцы очень обеспокоены Ираном, тем больше это укрепит позиции президента. Я считаю, что это будет ужасная политика, но она совершенно точно усилит позиции президента и демократов. Полагаю, война будет для этой страны полной катастрофой, у нас и без того уже две войны ведутся. Однако нет сомнений, если вы взгляните на то, что творится в Вашингтоне, вы увидите, что они провоцируют конфронтацию и двигаются по пути к столкновению с Ираном.
- Спасибо большое за анализ.
- Спасибо вам.