По возвращении из Венесуэлы и Бразилии Александр Лукашенко потребовал у правительства активизировать работу по завоеванию рынков Южной Америки, в частности Бразилии и Аргентины. Мнения экспертов «Завтра твоей страны» о перспективах продвижения нашей продукции в новом регионе кардинально разделились.
Экономист Сергей Чалый видит перспективу в продвижении в Латинской Америке, прежде всего, наших БелАЗов и тракторов. Он отмечает, что в Бразилии, где наблюдается уверенный экономический рост и очень емкий рынок, в таких машинах заинтересованы горнорудные кампании и сельскохозяйственные предприятия. Если, как и планируется, будут налажены сборочные цеха белорусской продукции в Венесуэле и Бразилии, то ее доставка станет существенно более дешевой. Кроме того, техника будет застрахована от коррозии, что может случиться во время ее транспортировки через океан.
Напомним, что на совещании у президента Беларуси 30 марта было заявлено: уже 1 июля 2011 года в Венесуэле планируется ввести в строй предприятия по производству техники МТЗ (объемом 10 тыс. штук в год) и МАЗ (5 тыс. единиц ежегодно), а также достигнута договоренность об организации поставок и сборочных производств техники МТЗ и БелАЗ в Бразилии.
– МТЗ, несомненно, может завоевать рынок в Бразилии и особенно в Аргентине, где развита большая сельскохозяйственная отрасль, – считает Сергей Чалый. – Неплохие перспективы у БелАЗа. Там пытаются конкурировать китайцы, но они конкурируют с клонами наших же БелАЗов. Пока у них не все получается – есть проблемы с двигателями. Ну и конечно, нужно будет конкурировать с японской и американской техникой. Японские Komatsu составили серьезную конкуренцию БелАЗу в Якутии – но там понятно почему: японцам ближе. А вот если сборочные производства нашей техники начнут работать в Латинской Америке – это станет большим преимуществом БелАЗа.
Сергей Чалый замечает, что рынок Латинской Америки имеет особенную важность для Беларуси в нынешних условиях кризиса, когда на российском рынке перед нашей продукцией стали возводиться барьеры.
– Раньше у нас традиционно формально подходили к открытию новых рынков. Заключили контракт на 5 машин и отчитались: география поставок расширилась на несколько стран. Пока все было в порядке с основным российским рынком, никто не думал дергаться. Но теперь очевидно, что в России прибегают к протекционистским мерам: если рынок грузовиков упал там в 4 раза, то поставки МАЗов сразу в 8, – отмечает экономист.
Сергей Чалый добавляет, что перспективными могут стать для нас рынки и в других регионах.
– Китай и Индия всегда работали по экспортно-ориентированной модели. Но этот дисбаланс когда-то будет выправлен. Чтобы поддерживать экономический рост Китаю и Индии рано или поздно придется развивать внутренний спрос. Но у них не хватает нормальной базовой инфраструктуры – проще говоря, тех же дорог, линий электропередач. И тут как раз открывается непаханое поле для нашей дорожной техники, «Амкадора», – говорит экономист.
Совершенно противоположной точки зрения о перспективах завоевания рынков стран Латинской Америки придерживаются экономисты Ярослав Романчук и Леонид Заико.
– Издержки, связанные с перелетами в страны Латинской Америки, едва ли приведут к активизации наших отношений. Нашей технике трудно будет выдержать конкуренцию с американскими и европейскими аналогами. Я слышал отзывы о белорусских тракторах и другой технике из Венесуэлы. Мне трудно представить, что по указу президента качество нашей продукции товаров резко улучшится, – отмечает руководитель центра Мизеса Ярослав Романчук.
Кандидат экономических наук, руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико также не видит смысла в попытках активизировать экономические отношения со странами Латинской Америки.
– Что касается машиностроения, то вряд ли мы можем поколебать сильные позиции западных кампаний. И не думаю, что стоит заниматься трансфертом производства нашей техники в Латинскую Америку, тащить все туда. В этом плане более эффективен трансферт в азиатском направлении – в Узбекистан, Туркменистан. Кроме калийных удобрений, больше нам Латинской Америке предложить нечего, – считает Леонид Заико. – Мне кажется, направленность наших властей на новый далекий регион основана больше на психологическом факторе.
По мнению Леонида Заико, чтобы обстоятельно ответить на вопрос о перспективных для Беларуси рынках, нужно вложить 10-15 млн долларов в маркетинговое исследование.
– Но правительство не умет этим заниматься, – разводит руки экономист. – Включил вчера телевизор, а там бухгалтер и журналист рассуждают о том, выгодно или невыгодно перевозить из Венесуэлы нефть. Пока у нас много людей, которые говорят непрофессиональные, глупые вещи.
Ярослав Романчук полагает, что нужно не разбрасывать силы на поиск новых рынков, а сконцентрироваться на том, что у нас под носом.
– У Беларуси есть три близких перспективных рынка. Не нужно о них забывать, а наоборот стоит пытаться «разрулить» сложившуюся ситуацию и убрать торговые барьеры. Имею в виду, во-первых, огромный рынок России, который мы преступно теряем, начиная при этом ссориться с соседом вместо того, чтобы дружить. Во-вторых, рынок Украины, который мы игнорируем и не можем заключить соглашение о свободной торговле. И, в-третьих, рынок Европейского Союза, на который можно попасть став членом ВТО и подписав договор о свободной торговле. Нужно концентрировать силы на них, а не на вояжах в экзотические страны, – считает эксперт.