Доку Умаров, лидер чеченских сепаратистов, опровергает свою причастность к взрывам в московском метро. И вешает ответственность на российские спецслужбы. Ожидаемый обмен ярлыками. Ужасно то, что многие в России целиком и серьезно воспринимают версии про причастность власти, спецслужб к циничному зверскому преступлению. Это симптом, что моральный авторитет правящей верхушки там – ниже плинтуса. Дать ответ кавказским проблемам Москва уже не в состоянии. Так что теракты будут традиционно использованы для уничтожения ростков демократии, удушения либеральной крамолы.
В 2004 году после Беслана по удивительной логике упразднили выборы губернаторов и стали формировать Думу целиком по отфильтрованным партийным спискам – сделали парламент еще более марионеточным. Сейчас сенаторы заговорили о возвращении смертной казни для террористов. Стоит ожидать серии новаций репрессивного характера. Кроме того, верхи – это классика жанра – используют взрывы, в целом любые «подкопы врагов» для поднятия патриотизма, сплочения электората. Нередко врагов сначала создают, потом демонизируют.
Путин, когда-то набравший рейтинг призывом мочить террористов в сортире, сейчас в той же стилистике приказал достать их со дна канализации. Но вряд ли грозная канализационная риторика сработает сейчас, так же как тогда. За десять лет путинской эры Кавказ так и не успокоен. Как говорят россияне – кишка тонка.
План «Кадыров» не сработал. Кремль получил совсем не то, на что надеялся. А сейчас попробуй загони джина в бутылку! Более того, терроризм расползается по всему Северному Кавказу, запускает щупальца в метрополию.
Белоруса остается только благодарить бога, что проект «союзного строительства» провалился. Но страна, больная имперскими замашками, не хочет отпускать Беларусь. Единая система противовоздушной обороны, КСОР, Таможенный союз – придумывается все новая холера, чтобы привязать, посадить на цепь.
Жертвы взрывов ни в чем не виноваты. В целом, российский народ заслуживает сочувствия: в сказочно богатой стране масса населения живет в унизительных условиях, на фоне которых Беларусь может казаться раем. Но вместе с тем нужно сказать горькую правду: в историческом плане Россия может заплатить страшный налог на имперское наследие. Этой плате нет конца-краю. М положение тем более трагичное, что имперские замашки не изжиты, а власть – прогнившая, к тому же коррумпированная, привычная только «мочить».
Меж тем мускулы уже не те, ослабели. Советский технологический фундамент восточной соседки разваливается, а модернизация сырьевой экономики остается только мечтой Медведева. России угрожает дальнейшее расползание по швам во всех смыслах. Волей судьбы белорусы должны жить рядом со страной перманентных катастроф. На Луну не переселишься. Да и пресечь экономические связи нереально. Но игры в различные проекты «постсоветской интеграции» под патронажем Кремля белорусской власти стоит аккуратно, но последовательно сворачивать.
Посмотрим, являются ли последние выступления местного начальства свидетельством некоторой ментальной эволюции в этом направлении, или это снова только кидание понтов. Пока что бикфордов шнур «братской интеграции» не потушен.
Перевод: Светлана Тиванова