Александр Лукашенко и Дмитрий Медведев во время телефонного разговора в понедельник договорились о скорой встрече. Может ли эта встреча решить проблему с нефтяной пошлиной? Какая реакция России на планы поставки в Беларусь венесуэльской нефти? какие перспективы создания Таможенного союза?
Участники программы «Экспертиза Свободы» журналистка газеты «Белорусы и рынок» Татьяна Манёнок и доцент Московского государственного института международных отношений Кирилл Коктыш.
Проблема пошлины на нефтепродукты
Валерий Карбалевич:
- Последний раз президенты встречались в декабре прошлого года. Тогда на заседании Высшего госсовета Союзного государства в Москве обсуждали энергетические вопросы. Но как потом выяснилось – безрезультатно. Потом в январе состоялось нефтяное противостояние, которое закончилось тяжелым поражением белорусской стороны.
Претензии Минска в адрес союзников нарастают. Если слушать выступления официальных лиц Беларуси, то они не сомневаются, что с 1 июля, когда начнет действовать единое таможенное пространство, нефтяная пошлина должна быть отменена. Российская сторона считает, что это возможно только после создания Единого экономического пространства в 1012 году. Беларусь подала в Экономический суд СНГ на Россию за то, что продает Беларуси нефтепродукты с пошлиной, поскольку, как считают в Минске, это нарушает подписанные соглашения. Российская сторона никак не поясняет, почему она облагает нефтепродукты пошлиной. Как можно прокомментировать это противоречие?
Татьяна Манёнок:
- Если вопрос с пошлиной на нефть решен соглашением, то вопрос с пошлиной на нефтепродукты остался неурегулированным. И теперь это основное противоречие. Если в 2007 году Беларуси и Россия подписали общую договоренность, касающуюся нефти и нефтепродуктов, то сейчас – нет. 27 января, когда подписывали соглашение о нефти, подписали протокол, который до сих пор не обнародован. По нему в течение февраля РФ должна была решить вопрос с пошлиной на нефтепродукты. Февраль прошел, вопрос не решен, и белорусская сторона начала высказывать публичные претензии. Минск ставил этот вопрос и на заседании союзного Совмина в Бресте 16 марта.
Но безрезультатно. Поэтому Беларусь и подала запрос в Экономический суд СНГ. Это болезненный вопрос для Беларуси. Поскольку нефтехимия в Беларуси – большая отрасль. Пошлина на нефтепродукты – около 200 долларов за тонну. Первый вице-премьер РФ Шувалов говорил, что эта проблемы может быть решена только с созданием Единого экономического пространства в 2012 году. Это – политический вопрос. Россия считает, что Беларусь получает без пошлины 6,3 млн тонн нефти в год – это уже подарок. А все остальное пусть покупает с пошлиной. Возможно, Россия сделает исключение для той продукции, которая не производится в Беларуси, чтобы сгладить конфликт.
Кирилл Коктыш:
- Позиция России не менялась с «нефтяной войны» 2007 года. На самом деле, 6,3 млн тонн нефти без пошлины – это жест доброй воли РФ в адрес Беларуси, а не долг. Возможно, проблема будет решена на встрече президентов. Но вряд ли там возможно системное решение, которое позволило бы Беларуси долговременное планирование своей экономической деятельности.
Реакция России на планы поставок в Беларусь венесуэльской нефти
Валерий Карбалевич:
- Если смотреть на комментарии в российских медиа, то РФ довольно болезненно восприняла информацию о попытках диверсификации Беларусью энергоносителей, планы доставки в Беларусь венесуэльской нефти. Есть злые, как, например, высказывания Симонова – мол, вот какой неверный союзник. Другие говорят: молодцы белорусы, обогнали Россию в Венесуэле. Но общее у них то, что все они, в отличие от белорусских независимых экспертов, воспринимают проект добычи и поставки в Беларусь венесуэльской нефти как что-то серьезное. Почему такая реакция?
Кирилл Коктыш:
- В России эти планы воспринимаются серьезно не как экономический, а как политический проект. Экономически везти венесуэльскую нефть нерационально, дешевле покупать российскую. Но это политическая демонстрация независимости Беларуси от России, демонстрация того, что Беларусь имеет другие точки опоры. Официальной реакции России на эти планы не было. Сейчас все внимательно будут наблюдать, удастся ли Беларуси удержать заявленную планку.
Татьяна Манёнак:
- Компетентные российские эксперты не рассматривают серьезно этот проект. Потому что если бы Беларусь на самом деле хотела бы получить нефть, альтернативную российской, то зачем тянуть ее из Венесуэлы? Выгоднее покупать ее на бирже как можно ближе. У Беларуси две пустые транзитные трубы в сторону Литвы и Латвии. Как известно, поставки нефти по трубам значительно дешевле, чем по железной дороге. Это на самом деле политический проект.
Какие перспективы создания Таможенного союза
Валерий Карбалевич:
- Не успел заработать Таможенный союз, как один друг этого союза подает на другого друга в суд. Интересное начало новой дружбы. Как можно оценить перспективы такого союза?
Кирилл Коктыш:
- Как идея Таможенный союз имеет перспективы. В то время как внешние рынки продолжают падение, разумным выходом было бы создание собственных рынков. Но сделано это было максимально некомпетентно. За две недели до подписания документов Беларусь решала вопрос, стоит ли вступать в этот союз. Главным была надежда на дешевую нефть. Но структура экономик Беларуси и России разная. И это потребовало много времени на согласования. Это не было сделано. Поэтому союз сегодня не работает. Конфликт идет за конфликтом. И это нехороший сигнал для перспективы Таможенного союза.
Карбалевич:
- Вы говорите, что всего две недели были на согласование. Но согласование проблем Таможенного союза происходит с 1995 года, когда Лукашенко и Черномырдин выкопали столб на границе и обе стороны заявили о создании этого союза.
Кирилл Коктыш:
- Когда выкапывали столб, то решали вопрос транзита российских энергоносителей на Запад. Беларусь обязалась обеспечить транзит и за это получала свою долю. Сейчас речь идет о создании настоящего Таможенного союза.
Татьяна Манёнак:
- Не согласна с господином Коктышем в том, что Таможенный союз необходим для создания собственного рынка, как выход для экономик трех государств. На мой взгляд, идея создания Таможенного союза имела бы смысл только в случае, если бы Россия, Беларусь и Казахстан планировали совместно вступать во Всемирную торговую организацию. Если они будут закрываться от мирового рынка – это тупик. Россия – один из мировых лидеров в протекционистских заходах. Беларуси необходимы новые технологии, а для этого необходимо интегрироваться в мировой рынок, а не изолироваться от него. Это политический проект России. Москве необходим новый стрежень для объединения постсоветских государств. Беларуси Таможенный союз пока ничего не дал, кроме пошлины на импортные автомобили.
Перевод: Светлана Тиванова