Американский разведывательный самолет RQ-4 Global Hawk похож на перевернутый двухэтажный автобус с крыльями, летает медленно, совсем не предусматривает пространства для ног — и при этом считается одним из самых привлекательных для покупателей образцов военной техники.
Под впечатлением успехов, показанных беспилотниками в боях в Ираке и Афганистане, страны всего мира просто выстраиваются в очередь, чтобы купить самолет, способный серьезно помочь их разведкам. При этом многие опасаются, что экспорт может привести к попаданию секретных технологий не в те руки.
По мнению ряда экспертов, экспорт беспилотников может также вызвать дополнительные трения с такими странами, как Китай, Иран и Россия — которые, став объектом пристального наблюдения, могут счесть полеты беспилотников угрозой и агрессией.
Впрочем, производящую Global Hawk компанию Northrop Grumman все это ничуть не тревожит. Она только что произвела в Токио демонстрацию модели беспилотника в натуральную величину и заявляет, что, помимо Японии, подумывают пополнить новыми самолетами свои ВВС также Южная Корея, Австралия, Сингапур, Британия, Испания, Новая Зеландия и Канада.
Германия уже заключила контракт на поставку ей в этом году версию Global Hawk под названием EuroHawk.
«В итоге скоро мы увидим намного больше таких самолетов, - полагает Кертис Орчард (Curtis Orchard), вице-президент Northrop Grumman Corp. Aerospace Systems, курирующий японское направление. – Пока они воспринимаются как «штучный товар», но вскоре получат широкое распространение».
Вооруженный Predator и безоружный Global Hawk считаются самыми удачными из нового поколения беспилотных летательных аппаратов и играют важную роль в операциях ВВС в Афганистане и Ираке.
Беспилотники также все чаще используются для гражданских нужд – во время природных катастроф или при научных исследованиях. После землетрясения на Гаити спасательные службы получили с их помощью тысячи фотографий.
Однако лучше всего Global Hawk показал себя в военных операциях.
С того момента, как они 11 лет назад были введены в строй, беспилотники Global Hawk налетали 40 000 часов, причем 75 процентов этого времени – в боевой обстановке. Они могут лететь на высоте 60 000 футов (18 300 метров) в течение 32 часов подряд, и это означает, что, в отличие от пилотируемых самолетов, они способны выполнять широкий спектр задач в области разведки, наблюдения и рекогносцировки, оставаясь вне пределов досягаемости ПВО большинства стран.
«ВВС не хватает беспилотников», - утверждает сотрудница Northrop Grumman Aerospace Systems из Сан-Диего (штат Калифорния) Джема Лучкартт (Gemma Loochkartt), представляющая проект Global Hawk.
По ее словам, сейчас готов или изготовляется 21 Global Hawk, а вскоре их число значительно возрастет.
Высокий потенциал и относительно низкая цена— 5 миллионов долларов за Predator и 30 миллионов долларов за Global Hawk, в то время как все еще находящийся в разработке пилотируемый Joint Strike Fighter будет стоить 85 миллионов— делают беспилотники весьма привлекательными для союзников США.
Например, японские военные уже заявили, что намерены включить использование беспилотников в качестве средства наблюдения за соседней Северной Кореей, находящейся в пределах зоны досягаемости Global Hawk, которая составляет 10 000 морских миль (16 000 километров), в свою следующую пятилетнюю военную программу.
Как считается, Южная Корея думает приобрести Global Hawk для тех же целей.
Правда в связи с планами Northrop Grumman возникает одна проблема —Global Hawk самый современный разведывательный беспилотник американских ВВС, и далеко не все в Америке готовы делиться преимуществами, которыми пользуются сейчас США. Кроме того, есть еще и политические вопросы— Северной Корее, Китаю, России и другим странам вряд ли понравятся полеты разведывательных самолетов у их побережья.
«Я думаю, что, если экспорт беспилотников будет разрешен, появится повод опасаться роста напряженности – не только в Азии, но и в любом месте, куда бы их ни продали, - считает Такэхико Ямамото (Takehiko Yamamoto), профессор международных отношений, из токийского Университета Васэда. – Китай, Россия и некоторые другие страны могут счесть это агрессивным шагом. На мой взгляд, для Японии это плохая идея».
Связанные с БПЛА технологии находятся под особым контролем. Такая же ситуация возникла с истребителями-стелс, такими как F-22, экспорт которых Конгресс запретил, хотя они также вызвали интерес у Японии и у ряда других потенциальных покупателей.
Торговлю беспилотниками ограничивает Режим контроля за ракетными технологиями – объединяющий 34 страны пакт, который сдерживает распространение ракетных технологий и оружия массового уничтожения.
В марте министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates) заявил сенатскому комитету по бюджетным ассигнованиям, что он разделяет опасения по поводу того, что технологии БПЛА могут попасть в дурные руки, в частности в руки террористических группировок. Однако он также отметил, что потенциальные противники— в особенности Иран— развивают свои собственные флоты беспилотников, поэтому поделиться технологией с союзниками – в интересах Вашингтона.
Орчард признает, что международные ограничения остаются серьезным препятствием для создания международного рынка беспилотников.
«Это – важная проблема, - говорит он. – Впрочем, на Global Hawk нет оружия, что несколько облегчает дело».
Аналитик токийской компании Nexil Research Ланс Гатлинг (Lance Gatling) считает, что поставки беспилотников ближайшим союзникам США практически неизбежны.
«Кто-то всегда будет жаловаться, когда кто-нибудь другой покупает такую технику, как Global Hawk, - убежден он. – Разумеется, это стратегические технологии, которые заметно скажутся на способности любой из стран наблюдать за соседями».
Однако замечает аналитик, «США хотят, чтобы у них были такие возможности».