Президент Украины Виктор Янукович в первые недели своего пребывания в должности буквально балансирует на канате, пытаясь удержаться между двумя ориентирами – Россией и Западом, пишет в своем блоге Марко Михкельсон.
Новая администрация Украины намерена сохранять нейтралитет, но стоит перед сложной задачей: сохранить дружбу с Россией, не подвергая опасности свой суверенитет. «Как можно было предположить, президент Янукович в начале своего пребывания в должности держится поближе к своим избирателям (это означает, помимо всего прочего, потепление отношений с Россией), однако не оставляет без внимания и западнические стремления жителей Западной и Центральной Украины», - пишет глава комиссии Рийгикогу (парламента Эстонии) по иностранным делам.
Он замечает, в частности, что глава Украины успел посетить и Брюссель, и Москву, пообещав и там, и там развивать отношения. В то же время Янукович не спешит присоединяться к Таможенному союзу России, Украины и Казахстана, несмотря на то, что обещал это во время своей предвыборной кампании. По той простой причине, что тем самым Украина нарушила бы обязательства, взятые перед Всемирной торговой организацией. Отказался он и от идеи сделать русский язык государственным, хотя и это он успел пообещать во время президентской кампании.
С другой стороны, напоминает Михкельсон, Янукович затормозил интеграцию Украины в евроатлантическую систему безопасности, стремясь занять нейтральную позицию. Знаковым с этой точки зрения стало и решение Януковича распустить комиссию, занимавшуюся вопросами присоединения к НАТО. Кроме того, указом президента был упразднен центр по вопросам евроатлантической интеграции.
«Уже в ближайшее время украинский президент окажется перед весьма сложным выбором, - считает Михкельсон. – В Москве надеются, что на Януковича, сосредоточенного на потеплении отношений с восточным соседом, можно будет повлиять при принятии выгодных для России внешнеполитических решений».
«Россия чувствует, что наступил выгодный момент для того, чтобы заставить Украину отказаться от активной евроатлантической интеграции и втянуть Киев обратно на свою политэкономическую орбиту, – пишет Михкельсон. – Речь идет о стратегическом для России вопросе, поэтому можно ожидать роста российской активности в отношении Украины».