На первый взгляд, задача защиты не так уж и сложна. И не только потому, что абсурдный характер предъявленных Михаилу Ходорковскому обвинений давно стал притчей во языцех. Дело еще и в том, что, как заявляют сами адвокаты Ходорковского, за год слушаний обвинению так и не удалось доказать виновность их подзащитных. Прокуроры не представили ни одного доказательства того, что нефть или акции ЮКОСа вообще когда-либо были похищены. Более того, ни один свидетель обвинения так и не подтвердил ни одну из претензий прокуратуры по этому поводу. Но, пожалуй, самым убедительным свидетельством предвзятости прокуратуры и суда является то, что они систематически отказывались провести допрос тех, кто, по логике обвинения, пострадал от действий, которые инкриминируются Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву.
В то же время очевидно, что к аргументам защиты, какими бы они ни были убедительными, суд вряд ли намерен прислушиваться. Ходатайство адвокатов о возобновлении трансляции процесса из зала суда для журналистов было отклонено не случайно, поскольку в противном случае все слабые места обвинения могли бы стать достоянием общественного мнения, а, говоря проще, выставлены на всеобщее посмешище. По этой же причине можно быть уверенными и в том, что суд просто не посмеет удовлетворить требование защиты вызвать на процесс всех свидетелей вне зависимости от занимаемого ими поста.
Во всяком случае, если бы Владимир Путин согласился прийти в качестве свидетеля на этот процесс, ему можно было бы задать вопрос о том, на каких основаниях он публично называет Михаила Ходорковского организатором убийств, зная, что это обвинение никак не подтверждено с юридической точки зрения.
Впрочем, преследование Михаила Ходорковского и так не имеет ничего общего с нормальным правосудием и лежит, скорее всего, в области иррациональной, если не патологической мстительности. И с этой точки зрения любые, даже самые неопровержимые доказательства невиновности Ходорковского, боюсь, ничего не изменят в том приговоре, который ему уже давно вынесен его высокопоставленными гонителями.
Освобожденная год назад бывший юрист ЮКОСа Светлана Бахмина вышла на работу в одной из юридических компаний Москвы. Об этом сообщает «Интерфакс». Светлана Бахмина была осуждена по обвинению в финансовых преступлениях. Ее условно-досрочно освободили 21 апреля 2010 года.