Армянская оппозиция вновь готова к митингам с требованием проведения внеочередных выборов в стране, объясняя свою позицию необходимостью подобного шага во имя интересов Армении, так как "сегодняшние власти утратили контроль над всеми сферами жизни".
Каковы бы ни были цели оппозиции, доля истины в словах ее лидеров есть, причем доля большая. Если в прошлом году внешнеполитический курс Армении был ознаменован усилиями президента Сержа Саргсяна по достижению подвижек в нескольких процессах в регионе, то в году наступившем во всех начинаниях армянских властей ощущается серьезная стагнация. Главным образом речь идет о застое в переговорах по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта и, как следствие, в процессе урегулирования отношений с Турцией.
Надо признать, что президент Саргсян - первый лидер независимой республики Армения, который, судя по всему, хотел изменить курс страны на внешнеполитической арене и даже приложил некие усилия для этого. В конце 2008 года президенты Азербайджана и Армении поставили свои подписи под "Московской декларацией" о намерениях, где была отмечена необходимость решать конфликт политическими средствами, путем продолжения прямого диалога между Азербайджаном и Арменией при посредничестве России, США и Франции в качестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ. И действительно, весь прошлый год наблюдатели и посредники с удовлетворением отмечали значительные подвижки и систематические встречи и переговоры сторон по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха.
В то же время Армения попыталась преодолеть "полосу отчуждения" между Анкарой и Ереваном - разрыв дипотношений, длящийся к тому времени семнадцать лет. Бурное начало процесса сближения, ознаменовавшееся взаимными визитами турецкого и армянского президентов на футбольные матчи между сборными своих стран, получило триумфальное завершение 10 октября 2009 года, когда в Цюрихе главы МИД двух государств подписали т.н. протоколы - "дорожную карту" по урегулированию межгосударственных взаимоотношений. Согласно этим протоколам, Турция и Армения начинают политическое сближение, итогом которого должно стать установление полноценных добрососедских отношений.
Однако все начинания завершились полным фиаско армянской политики. Как оказалось, президент Саргсян взвалил на себя непосильную ношу, однако "не по Сеньке шапка". Уже в конце 2009 года стало очевидно, что все начатые Саргсяном инициативы забуксовали, и взятый темп решения проблем с соседями удержать президент не смог. Более того, очевидно, что неконструктивность именно армянской стороны служит тем барьером, преодолеть который никакие благие намерения их оппонентов не смогут.
В последнее время армянская сторона делает все, чтобы ни один, ни другой процессы не сдвинулись с мертвой точки. На переговорах по Нагорному Карабаху в Кишиневе девятого октября армянская сторона, по словам министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова, вернулась к обсуждению вопросов, которые уже были согласованы два-три года назад. А в начале 2010 года Армения в принципе перестала прилагать усилия к продвижению в вопросе Нагорного Карабаха, не соглашаясь на некоторые пункты обновленного варианта основного документа переговоров - "Мадридских принципов", с которыми согласен Баку и которые посредники готовили, учитывая мнения обеих сторон.
С Турцией у Армении тоже все не "слава Богу" и о действительной нормализации отношений речь давно не идет. Дело в том, что Конституционный суд Армении, который рассматривает все международные соглашения республики, прежде чем они поступают на ратификацию в парламент, при рассмотрении армяно-турецких протоколов внес в документ изменения, касающиеся так называемого "геноцида" армян и пункт об утраченных по Карскому договору "армянских" землях.
Неудивительно, что на это турецкая сторона отреагировала довольно резко и заявила, что с такими оговорками, противоречащими духу протоколов, процесс переговоров вряд ли будет продолжен.
Складывается стойкое ощущение, что Армения делает все, чтобы отыграть процесс назад. Такой поворот событий объясняется просто: президент Саргсян не смог противостоять давлению мировой армянской диаспоры и внутренним силам, которые не устают устраивать массовые митинги протеста против любого намека на улучшение отношений Армении со своими соседями - Турцией и Азербайджаном.
Главной целью армянского лобби, костяк которого составляет диаспора в США, является международное признание "геноцида" армян 1915 года, самоопределение Нагорного Карабаха, соблюдение прав армянской общины в Грузии. И действующее правительство Армении находится под постоянным давлением диаспоры, которая ощутимо подпитывает финансами хрупкую экономическую систему страны, требуя взамен как обеспечение и защиту национальных интересов и безопасности Армении, так и сохранение оккупированных территорий Нагорного Карабаха.
Лихо взятый Саргсяном курс на примирение с Анкарой и переговоры с Азербайджаном, продиктованный желанием отвлечь внимание от своих собственных внутренних проблем и недостатков, которые возникли в результате нерешенного в стране политического кризиса, привел в ярость представителей лобби, с которыми президент не может не считаться.
Более того, к мирному сосуществованию с соседями не оказалось готово и общество армянских обывателей вкупе с оппозицией и консервативными политическими слоями.
Усугублять и без того шаткое положение и непопулярность наименее легитимного за всю новейшую историю армянского правительства Саргсян просто побоялся. И как итог: армянское правительство постаралось сделать все, чтобы процессы переговоров с Азербайджаном и Турцией не пришли к логическому завершению. Может быть, президент Саргсян и хотел как лучше, но получилось как всегда и даже хуже, так как к стране, которая сначала с воодушевлением начинает переговоры, а потом с не меньшим воодушевлением закапывает все мирные инициативы в землю, доверия нет.