НЬЮ-ЙОРК – У сторонников теории заговора сегодня удачный день. Остается всего несколько месяцев до окончания срока действия непрочного соглашения, предоставляющего американским военным право пользования стратегически важной авиабазой "Манас" вблизи киргизской столицы – базы, которая является центральным звеном в цепочке снабжения войск, воюющих в Афганистане. И как раз в это время восставшая оппозиция изгоняет президента и ставит в качестве временного руководителя бывшего посла Киргизии в США.
На самом деле, жестокие столкновения, приведшие в среду к свержению президента Курманбека Бакиева, поставили бывшую представительницу Бишкека в Вашингтоне Розу Отунбаеву в весьма выгодное положение. Она быстро объявила, что в течение шести месяцев в стране пройдут выборы, заявила о роспуске парламента и пообещала, что не будет предпринимать никаких действий, нарушающих нормальную переброску войск, оружия и предметов снабжения в Афганистан, где войска коалиции во главе с США ведут войну.
Как здорово и прекрасно, скажете вы. Пока президент Барак Обама со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым подписывал новое соглашение о сокращении стратегических ядерных вооружений, угроза неожиданного закрытия базы "Манас" отодвинулась. Но здесь вполне естественно возникают вопросы о более потаенных пружинах и механизмах. Присутствовал ли в ядерной сделке некий "киргизский момент" по принципу "услуга за услугу"? Помогли ли русские в обмен свергнуть Бакиева? Или к этому причастно ЦРУ?
(Конечно, во вчерашних событиях также участвовали тысячи простых киргизов, вступивших в вооруженное противоборство с полицией. Некоторые из них отдали свои жизни в попытке свергнуть правительство. Мы не знаем, каковы их мотивы и что им было обещано, но Дэвид Стерн (David L. Stern) из Global Post уже отправился в Бишкек, чтобы выяснить все подробности.)
Имя, которое значит многое
Но прежде чем вы начнете строить гипотезы в стиле политического триллера Тома Клэнси, вам надо понять следующее: хотя исполняющая обязанности президента Роза Отунбаева и представляла некоторое время Киргизию в Вашингтоне, она в прошлом была функционером в советской коммунистической партии. И на сей раз она без промедлений обратилась с просьбой о признании к тому человеку, который действительно многое значит – к Владимиру Путину.
Конечно, нет ничего плохого в признании реальности. Насколько бы ни был важен "Манас" для Америки, жители Центральной Азии из истории знают, что Соединенные Штаты со временем устанут от сражений в далекой стране, а Россия никуда не денется, и будет как всегда грозно нависать с севера.
Как и путинский Кремль, Отунбаева выступала против продления соглашения об аренде "Манаса". Причиной якобы было то, что из-за пребывания американских войск на киргизской территории ее страна могла быть втянута в войну с Ираном, если обстановка там серьезно накалится.
А что русские? Выступая на пресс-конференции в российском городе Смоленске, премьер-министр заявил, что Россия не причастна к этому восстанию. Путин отметил, что в четверг утром у него уже состоялся телефонный разговор с Отунбаевой. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сказал репортерам: "Важно то, что в этом разговоре она выступала в качестве руководителя правительства народного доверия".
Борьба за влияние
Борьба за "Манас" стала для Обамы одним из первых испытаний на посту президента. Вскоре после его прихода к власти парламент Киргизии проголосовал за выдворение западных войск. Произошло это после того, как Кремль решил выделить этому государству в Центральной Азии 2 миллиарда долларов кредита. Обама, который всего месяц пробыл на президентском посту, вмешался и написал Бакиеву письмо с просьбой изменить свое решение, пообещав при этом неопределенные льготы и преимущества.
Соединенные Штаты, платившие за аренду "Манаса" 17 миллионов долларов в год, в первой половине 2009 года провели новые переговоры по условиям арендного соглашения. В итоге стороны договорились о том, что арендная плата будет составлять 60 миллионов долларов в год, плюс к этому будет выделено 36 миллионов долларов на реконструкцию и модернизацию базы. Однако срок действия соглашения составлял всего один год, и будущее базы оставалось под вопросом.
Некоторые правозащитники заявляют, что в связи с заключением этого соглашения Вашингтон стал меньше обращать внимание на ухудшение политической ситуации в Киргизии. В докладе Human Rights Watch за 2009 год по этому поводу сообщается: "Соединенные Штаты отдали предпочтение борьбе за сохранение авиабазы в аэропорту "Манас", отодвинув вопрос прав человека на второй план, и в первой половине года хранили молчание по поводу ухудшения ситуации в стране".
Другие важные дела
Оппозиционные организации, включая возглавляемую Отунбаевой социал-демократическую партию, с этим, безусловно, согласны. Она понимает, что из-за сделки по "Манасу" Америка хранит молчание. И хотя какое-то время основное внимание Отунбаева будет уделять тому, чтобы не допустить возврата Бакиева, было бы правильно сказать, что присутствие войск НАТО на базе в "Манасе" сейчас снова под угрозой. Более репрессивный киргизский сосед Узбекистан изгнал американцев с объектов на своей территории после того, как Вашингтон подверг его критике за расправу над боровшимися за демократию демонстрантами в Андижане в 2005 году. А с остальными базами, включая турецкий Трабзон, есть свои проблемы.
Но с тревогой за развитием событий в Киргизии наблюдает не только Вашингтон и его натовские союзники. Китай, увеличивший в последнее время объемы инвестиций в Киргизии и вынашивающий планы замены России в Центральной Азии в качестве главного игрока, выразил надежду на скорейшую стабилизацию обстановки. Еще на прошлой неделе энергетическая компания из Китая вела переговоры о 300-миллионном инвестиционном проекте в северной Чуйской области с сыном Бакиева, который возглавляет национальное агентство инвестиций и развития. У Киргизии, в отличие от соседей, нет нефтяных и газовых месторождений; основу ее экономики составляет сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность, и она по-прежнему очень сильно зависит от России.
Тем временем, Отунбаева сосредоточивает все свое внимание на городе Ош, что на юге страны. Там изгнанный президент вербует сейчас сторонников. Отунбаева принимала участие в "тюльпановой революции", приведшей Бакиева к власти в 2004 году. Тогда в Киргизии был свергнут свернувший с правильного пути экс-сторонник постсоветской демократизации президент Аскар Акаев. (Акаев часто бывал в Белом Доме, во времена президентства Клинтона). Однако Отунбаева поссорилась с Бакиевым из-за его решительных действий по преследованию недовольных, включая и ее саму.
Нельзя исключать, что в стране будут новые столкновения. Но и здесь Отунбаева может рассчитывать на старых друзей, потому что "Манас" это не единственная иностранная военная база в стране. У России есть собственная военно-воздушная база в Канте, к востоку от столицы Бишкека. Вчера вечером российское информационное агентство РИА "Новости" сообщило, что туда направлены 150 российских десантников на усиление постоянного гарнизона, составляющего 400 человек. В отличие от войск НАТО в "Манасе", русских не волнует то, что они могут обидеть своих киргизских хозяев.