Латвийский бизнес нередко попадает в неприятные ситуации за рубежом. Но далеко не так часто ему приходит на помощь родное государство — причем столь оперативно и на высоком уровне, как это случилось на днях с оказавшимся под контролем киргизского центробанка "Манас–банком", связанным с Валерием Белоконем.
Умение заводить и поддерживать полезные знакомства в высших сферах — одна из гарантий успешного предпринимательства на постсоветском пространстве. В. Белоконь по этому предмету может давать мастер–классы: чего стоит хотя бы его недавнее спонсорство издания книги В. Вике–Фрейберги на тему "латышскости". Кстати, на днях госпожа отправилась открывать бизнес–офис ЕС на Тайване. Может, и оттуда чего перепадет?
Но Восток, как известно, дело тонкое — и тот, кто сегодня прославляется как отец народа, завтра проклинается как враг народа. Свержение бакиевского режима в Бишкеке ударило по латвийскому "Манас–банку" в первую очередь потому, что в Киргизии все, кому положено, знали о его особых отношениях с семейством президента Курманбека Бакиева.
Эти связи не особенно скрывались и в Латвии. Так, в прошлом году, согласно сообщению агентства LETA со ссылкой на представителей Belokon Holding, банкир Валерий Белоконь привлек в качестве инвестора для пивзавода Kimmel Riga SIA Maval Aktivi. Данная компания намеревалась вложить в производство популярных сортов пива, занимавших на рынке ЛР 2,9%, 2–4 миллиона латов. Как свидетельствовала информация в официальной газете Latvijas Vēstnesis, председателем совета Kimmel Riga был утвержден сам Белоконь, а его заместителем — гражданин Киргизии Максим Бакиев. Сын президента страны. Видимо, участие августейшей семьи Бишкека обещало превозмочь убытки, составившие в 2008 году более 1,287 миллиона латов.
Членом совета пивоваренного предприятия была назначена Анита Ласе. Согласно интернет–странице киргизского "Манас–банка", Ласе Анита Юрьевна является членом совета управляющих банка. Таким образом, у Белоконя и Бакиева–младшего сформировался довольно значительный круг общих бизнес–интересов, куда стоит включить и латвийскую недвижимость, к которой проявляла интерес фирма Maval Aktivi. А в свободное время компаньонов объединяла страсть к футболу. Фотограф одной рижской газеты, ранее принадлежавшей В. Белоконю, запечатлел его вместе с М. Бакиевым перед игрой британской команды Blackpool, на которую был специальным чартером вывезен президентский сын.
При этом немаловажно, что латвийский миллионер имел дело с семейством президента одной из беднейших республик бывшего СССР. Республикой Киргизия, впрочем, последние годы была только по названию — придя к власти неконституционным путем, Курманбек Салиевич назначал на все ключевые посты родственников, друзей и земляков. Вот и Максим Курманбекович был не просто сыном, а главой Центрального агентства по развитию, инвестициям и инновациям. А когда клан свергли столь же беспощадным образом, то выяснилось, что в казне Киргизии осталось всего только 16 миллионов евро. Куда делись остальные, представители новой власти наверняка пожелают узнать, в том числе, и в "Манас–банке".
Но — чур! — в этом кредитно–финансовом учреждении ведь "100% европейский капитал" ((с) В. Белоконь). И поэтому МИД ЛР шлет подряд две ноты в Бишкек. Странное дело — вроде бы министр от Народной партии Марис Риекстиньш уже одной ногой в отставке, а тут такое служебное рвение. С другой стороны, он ведь довольно долго состоял в одном правительстве с Эйнаром Репше — давним деловым партнером Валерия Белоконя. Где еще представить страну ЕС, в которой министра финансов и владельца коммерческого банка объединяет столь многое — и названная по их именам компания, в которой Э. Репше имеет капитала на 90 000 латов, и ряд прочих писаных и неписаных обязательств… Нет, все–таки неспроста у Латвии и Киргизии возникло столь душевное деловое согласие.