Сергей Пугачев сообщил «France-Soir», что Александр Лебедев приобретает «The Independent» и «The Evening Standart». Почему русских миллиардеров так интересует европейская печать, которая попадает в состоянии все большего кризиса?
Русский бизнесмен Александр Лебедев только что откупил за символическую цену в один фунт стерлингов престижный журнал «The Independent». Британская левоцентристская газета находилась в бедственном положении по причине долгов. Речь идет о третьем европейском издании, приобретенном русским магнатом менее, чем за два года. В 2009 году Лебедев уже купил “The Evening Standart”, популярную лондонскую газету. В этот же период, во Франции «France-Soir» перешла в руки другого олигарха, Сергея Пугачева.
Пугачев поставил во главе французской газеты своего сына, то же самое сделал Лебедев: его отпрыск Евгений возглавил “The Evening Standart”. Финансовая ситуация двух газет позволяет предположить, что русские миллиардеры приобрели их не для того, чтобы делать деньги, а скорее в качестве подарков сыновьям. В марте «France-Soir» объявила о новом издании, снизив цену до 50 центов. “The Evening Standart” стал вообще бесплатным с прошлого октября.
Кремль здесь ни при чем
С чего это русские, обогатившиеся в промышленности и в области финансов, бросились покупать европейские газеты, находящиеся в глубоком кризисе? В случае «France-Soir» речь шла вообще об умирающем издании, несмотря на его престижность. Вопрос продолжает рождать различные предположения. В нашем рациональном обществе мы ищем разумных ответов на вопрос и, вследствие этого, думаем, что речь идет о политическом маневре, и что Лебедев и Пугачев - агенты Кремля. Есть некоторые аргументы в поддержку этой гипотезы. Например, Пугачев-отец любит представляться как «друг Путина». Что касается Лебедева, то его грехи юности стали быстро известны: когда-то он был на жаловании в КГБ, откуда вышел и Путин.
Однако не все так просто. Разве покупка газеты действительно может оказать влияние на открытое общество, в котором к тому же печать находится в предсмертном состоянии? В этом можно легко усомниться. «Наша цель вовсе не заключается в том, чтобы писать о России», - заверил молодой Александр Пугачев, получивший по случаю покупки «France-Soir» французское гражданство. “The Evening Standart”, со своей стороны, практически освещает только внутренние вопросы. Профессор Джорж Брок, глава факультета журналистики Лондонского университета (City University of London), совершенно не убежден в том, что приобретение газет имеет что-то общее с Кремлем: «Хотя и ясно, что Москва стремится улучшить свой имидж за рубежом, все же нет никаких причин считать, что Александр Лебедев в случае с «The Independent» будет освещать в журнале российские события». Агентство РИА «Новости» уже в 2005 году создало постоянный информационный канал «Russia Today», который распространяет на английском, арабском и испанском языках весьма «подслащенные» вести российского руководства.
Стремясь утвердить свой «геральдический герб» в России, русские олигархи долго боролись за контроль над средствами массовой информации, особенно на радио и на телевидении. В прошлом десятилетии борьба закончилась с приходом к власти Путина, который, став президентом, принял роль дирижера оркестра, взяв под свой контроль средства массовой информации. Русские аналитики сильно сомневаются, что в факте приобретения иностранных газет можно усмотреть политический маневр Кремля. Подобно персонажам Бальзака, мечтающим войти в аристократические салоны, русские олигархи тоже ищут пути проникновения в хорошее общество. Единственное общество, которое они ценят, - это западное.
«Это их борьба за личное средство коммуникации, их цель - быть принятыми европейской элитой. Чтобы придать оттенок благородства сыновьям, ставят их во главе газет. Хотят, чтобы, по крайней мере, они перестали быть русскими и стали европейцами,» - подчеркивает аналитик Станислав Белковский, когда-то бывший в хороших отношениях с Кремлем, автор много обсуждавшегося отчета под названием «Олигархи и государство», вышедшего в 2003 году. Чтобы доказать это утверждение, достаточно вспомнить с какой тщательностью Лебедев и Пугачев подошли к вопросу о воспитании сыновей, послав их в нежном возрасте учиться в британские и французские университеты, чтобы в один прекрасный день они смогли занять подобающее место в европейском обществе. Что касается приобретения «The Independent», Джорж Брок выдвигает свою гипотезу: «Возможно речь идет о престиже. Быть владельцем газеты - значит иметь гарантию быть приглашенным на все светские мероприятия...». Сыновья олигархов готовы к дебюту в обществе.
Два банкира в поисках империи
В созвездии русских магнатов Сергей Пугачев и Александр Лебедев кажутся антиподами. Никому не известный до 2002 года сорокасемилетний банкир Пугачев, выходец из Санкт-Петербурга, так же как и Путин и Медведев, имеет вид прирожденного олигарха: он всю жизнь стремился расширить свою империю во всех направлениях, вплоть до кораблестроения. Пугачев всячески подчеркивает свое сходство с царем Александром III: лысый череп и длинная борода в православном стиле. Религиозен, хотя отнюдь не святой, как будто бы и с «криминальным прошлым», по крайней мере, по словам журналистки Юлии Латыниной, утверждающей, что в восьмидесятые годы он был осужден. Александр Лебедев, банкир и промышленник (особенно в области авиации) - человек современный, связанный с Михаилом Горбачевым, развалившим Советский Союз. Он владелец «Новой газеты», в которой работала Анна Политковская, убитая 7 октября 2006 года при невыясненных обстоятельствах. Лебедев решил сделать все, чтобы прояснить случившееся, пообещав огромное вознаграждение тому, кто сообщит информацию, полезную для поимки преступника.
Если Пугачев никогда не дает интервью и никогда не упускает случая предъявить иск газетам, Лебедев представляет собой образец бывшего функционера, эволюционировавшего в недрах КГБ, прекрасной наружности, которого ценят иностранные журналисты за его всегдашнюю готовность ответить на вопросы. Тем не менее, было бы неуместно противопоставлять их друг другу, как образец доброго и злого олигарха. «Все олигархи, - напоминает Белковский, - достигли процветания, воспользовавшись государственными деньгами и коррупцией чиновников. Лебедев просто более симпатичный и образованный». «Что касается Пугачева, мало любимого даже своими коллегами, то он никогда не был близок к Кремлю, как ему хотелось бы представить», - подчеркивает Юлия Латынина. А что же тогда газеты? Способ быть представленными ко двору? Отмывание капиталов, добытых сомнительным путем? Способ заставить о себе говорить и добиться наилучших подрядов? А может быть, это просто попытка добиться милости от элиты принимающих стран. (Источник: европейская пресса).