То, что возрождение Абхазии за счет российских денег - это фарс, обсуждалось неоднократно, и в очередной раз приводить наши аргументы нет никакой необходимости. Да делать этого и не надо, в самой Абхазии уже, правда, осторожно, но начали задавать вопросы: почему? сколько? откуда?
Как сообщают сами абхазские СМИ, на днях т.н. министр экономики марионеточного режима Абхазии Кристина Озган представила парламенту конкретный план действий в контексте программы социально-экономической помощи Абхазии со стороны России на 2010 год. Это перечень проектов, под которые предусмотрено российское финансирование на 2010-2012 годы. Именно этот документ был утвержден "российско-абхазской межправительственной комиссией" 27 марта в Москве.
На один взгляд - вроде ничего особенно: "независимая Абхазия" живет себе государственной жизнью – планируют, утверждают, и т.д. Однако, когда разговор заходит о деньгах, то тут у всех проявляется животный интерес: куда и на какие проекты уходят деньги! А ведь деньги не маленькие: Абхазия на восстановление и развитие до 2012 года из России получит около 10 миллиардов рублей, из которых три - в текущем году.
От такого пирога вряд ли кто откажется, тем более там, где до сих пор привыкли жить за чужой счет.
Тут удивляет одно обстоятельство: оказывается, в Абхазии, с полностью разрушенной инфраструктурой и одичавшей социальной и экономической сферой, выделить приоритетные направления для реабилитации, как говорит Кристина Озган, "совсем не трудно".
По ее словам "...совместно с министерством регионального развития Российской Федерации разработан комплексный план содействия социально-экономическому развитию республики Абхазия на период 2010-2012 годы на сумму, превышающую 10,9 миллиардов рублей...".
В целом желание и планы благородные, но в "парламенте" возникли вполне справедливые вопросы. Вот некоторые из них:
- откуда взялись конкретные цифры на конкретные проекты, в отсутствии проектно-сметной документации на эти проекты;
- каким образом высчитывались потребности в тех или иных реабилитационных проектах в условиях, когда "в стране" нет стратегии социально-экономического развития (удивительно, в "независимой Абхазии", оказывается, до сих пор нет стратегии социально-экономического развития, хотя все эти годы упорно утверждали, что "жизнь в Абхазии" налаживается и развивается именно по этой стратегии)
- для чего на российские деньги возрождать крупные промышленные предприятия, умершие в начале 90-х годов. К таким относится, например, сухумский мясокомбинат. Депутаты не видят смысла в его реабилитации, тем более что в Абхазии слабо развито животноводство.
Это всего лишь некоторые, особо "болезненно" воспринятые вопросы. Даже тут видно, что самих депутатов вообще не интересуют вопросы реабилитации социальной сферы. Их скрытый под благими намерениями интерес упирается в желание самим поучаствовать в дележке "большого пирога".
Однако, "аргументировано" отвечая на каждые вопросы, Кристина Озган дала понять, что весь пирог уже распределен, и на тот случай, если что останется, некоторые депутаты могут рассчитывать всего лишь на крошки.
В подтверждение правильности этого суждения можно привести слова главного экономиста "независимого" государства, со слов которой нынешняя схема контроля за расходованием российской финансовой помощи вполне адекватная – "Деньги будут проводиться через госбюджет". Интересно, куда растворились до этого "проводимые через госбюджет" деньги и кто, по чьему приказу распределяет бюджетные деньги?! Думается, что персонализировать излишне.
А в том, что предполагаемые денежные потоки будут отмываться, можно удостовериться, хорошо вникнув в ответ Кристины Озган по поводу реабилитации Сухумского мясокомбината.
"Экономическая целесообразность достаточно понятна. Потому что мы сегодня почти на 1 миллиард завозим сюда мясо-молочную продукцию. Эта цифра достаточно убедительна для того, чтобы принимать такое решение. Что касается сырьевой базы, основная часть предприятий в той же России, где мы закупаем мясо-молочную продукцию, работает на импортном сырье. Для нас сейчас задача подготовить базу. Мы начнем производство. Безусловно, это направление является стратегическим" - говорит Озган.
Интересно получается – сама Россия, из которой Абхазия собирается завозить мясо-молочную продукцию, в основном работает на импортном, завозном сырье. Выходит, что для "возрождения" Сухумского мясокомбината Абхазия должна покупать продукцию у России, которая ее сама завозит. Даже для недалекого в экономике человека ясно – та же самая колбаса, выпускаемая в Абхазии, будет стоить гораздо дороже, чем в России. Лучше завозить готовую продукцию – это и дешевле, и выгоднее. Отсюда вывод один – деньги будут отмываться и присваиваться. Под занавес, в подтверждение этому можно привести выдержку из публикации в интернет издании "Эра Абхазии": "В сентябре в Сухуме состоится следующее заседание российско-абхазской межправительственной комиссии, которое определит такой же перечень проектов на 2011 год. Пока надо успеть освоить объемы финансирования на текущий год. Тем более что уже апрель, а денег пока из России еще не поступало". Выходит, что планируют будущее, а на запланированное нынешнее денег до сих пор не дали! Как говорится – без комментариев!