На политической карте мира Украина сегодня окрашена в серый цвет. Наша страна, не входящая ни в одну из двух военно-политических организаций в Европе — ОДКБ и НАТО, является полем столкновения основных геополитических игроков и испытывает серьезный недостаток в механизмах обеспечения своей безопасности: статьи Будапештского меморандума не дают четких гарантий стране, добровольно отказавшейся от ядерного оружия. Усугубляют ситуацию для Киева и другие факторы. Например, наличие на украинской территории иностранной военно-морской базы. Новая редакция российского закона об обороне допускает использование своей армии за пределами РФ в случае нападения на дислоцированные за границей российские воинские формирования и для защиты граждан страны. Кроме того, сейчас растет активность северокавказских исламистов, и пребывание в Крыму российских воинских подразделений создает опасность осуществления террористических актов на Украине.
Эти и другие потенциальные угрозы, стоящие перед Киевом, риски «серой зоны», послужили основанием для такой неправительственной организации как Совет по внешней политике и политике безопасности в сотрудничестве с рядом аналитических центров инициировать проведение во Львове международного форума «От безопасности Украины до безопасности Европы. Вызовы XXI столетия». Организаторы конференции хотели не просто провести дискуссию по вопросам безопасности в Восточной Европе и Украине: они надеялись, что украинская власть прислушается к рекомендациям экспертного сообщества при выработке и реализации этой политики.
Сегодня новая администрация пересматривает курс, проводившийся Виктором Ющенко, отторгая даже те стратегические приоритеты, которых придерживался во внешней политике Леонид Кучма и реализовывал во время своего премьерства Виктор Янукович. Киев уже отказался от стратегии вступления в НАТО и приостановил переговоры о подготовке нового договора, усиливающего гарантии безопасности, предусмотренные Будапештским меморандумом. Глава государства ликвидировал Национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции и два национальных института — проблем национальной безопасности и международной безопасности. Вместо этого новая администрация поставила акцент в своей политике на внеблоковом статусе Украины, решив юридически закрепить его во внутреннем законодательстве.
В последние недели в среде экспертов и дипломатов политологические и юридические словари стали настоящими бестселлерами. Но содержание статуса внеблокового государства они не поясняют и, тем более, не раскрывают сути члены новой администрации. В чем отличие внеблоковости от нейтралитета? Что общего с движением неприсоединения, в котором Украина участвует в качестве наблюдателя? Позволит ли Киеву внеблоковый статус стать членом ЕС, активно развивающего свою военную составляющую? Понимает ли новая администрация, что новый статус страны потребует не только механического изменения законов, но и существенных финансовых затрат на оборону? И главное: если политическое руководство страны всерьез решило проводить политику внеблоковости и зафиксировать этот курс законодательно, то сможет ли подобный статус гарантировать безопасность нашей стране, стать ее «броней»? Или же он вновь будет паллиативом, инициированным только ради «нормализации диалога с Россией», предварительной переговорной платформой по цене на газ? Эти вопросы задавали на форуме и в его кулуарах своим коллегам многие специалисты в области безопасности. И зачастую не получали на них вразумительного ответа.
Сторонники внеблокового статуса (а их на форуме представил давний апологет этого курса экс-замглавы секретариата президента Александр Чалый) приводят следующие доводы. Вкратце они таковы: членство в НАТО, возможно, лучшая гарантия безопасности. Но в ближайшие лет двадцать наша страна не вступит в Североатлантический альянс. Сегодня Украина имеет неопределенный статус в области безопасности. Выйти из «серой зоны» можно только с помощью либо внеблокового статуса, либо нейтралитета. Но внеблоковость — это фактически реалии сегодняшнего дня, и эта политика находит большую поддержку у населения. По мнению сторонников нового курса, в будущем на оборону мы будем тратить столько же, столько и сейчас. А законодательно оформленный статус может дать Украине столь необходимые ей гарантии безопасности. И нормализовать отношения Киева с Москвой.
С рядом аргументов можно согласиться. Например, с тем, что внеблоковый статус Украины ныне вполне может устроить Россию, поскольку он позволит и далее находиться на украинской территории российской военно-морской базе: на территории нейтрального государства априори не могут быть размещены иностранные войска. Да и для США с ЕС это может стать хотя бы временным решением украинской проблемы.
Впрочем, во Львове Александр Чалый остался почти в одиночестве. С некоторыми его выводами публично согласился только директор Института проблем международной безопасности Александр Власюк, полагающий, что нашу страну подталкивают к этому статусу геополитические реалии, а внеблоковость должна быть наполнена реальными гарантиями безопасности. Другие украинские эксперты, выступившие на заседаниях форума, — Александр Литвиненко, Евгений Марчук, Тарас Стецькив, Юрий Щербак, расставляя свои акценты, говорили о рисках «серой зоны», неопределенности внеблокового статуса, необходимости усиленных гарантий безопасности, непродуманности решений новой власти. И сомневались в том, что, законодательно оформив внеблоковый статус, Украина автоматически выйдет из «серой зоны». Да и как будет выглядеть в системе международных отношений государство с внеблоковым статусом и с военной базой, принадлежащей стране-участнице одного из военных блоков? А далее, как у белорусов: Минск, являясь участником движения неприсоединения, в то же время входит в ОДКБ!
Во Львове дискуссия о механизмах обеспечения безопасности Украины была преимущественно темой украинских экспертов. Представители зарубежного экспертного сообщества в основном сконцентрировались в своих выступлениях на различных аспектах европейской безопасности, лишь косвенно вспоминая нашу страну. Перспективы нейтралитета для нашей страны прокомментировал только президент Евроатлантической ассоциации Польши Януш Онышкевич. «Гарантии несложно дать. Но если вы решите стать нейтральной страной, то вы должны быть уверены, что они будут выполняться», — отметил Януш Онышкевич…
Но молчание иностранных экспертов еще не означает, что их не интересовал сам предмет споров украинских аналитиков. Китайский эксперт, директор института исследований социального развития Европы и Азии Ли Фэнлинь уже участвовал в международных конференциях, организованных в нашей стране. Это свидетельствует о возрастающем интересе Пекина как к Восточно-Европейскому региону, так и к Украине, о готовности со временем стать активным участником происходящих процессов. Пока же Китай лишь наблюдает, полагая, что «Украина оказалась на передней линии противостояния».