Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Война против правового государства

Диктатура лжи и уклонение от ответственности, или Еще раз о трагической годовщине 7 апреля

© РИА НовостиПарламент Республики Молдова на площади Великого национального собрания
Парламент Республики Молдова на площади Великого национального собрания
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В канун трагической годовщины 7-го апреля 2009, либеральное руководство страны развязало беспрецедентную по размаху и цинизму кампанию по искажению тех шокирующих событий, которые произошли в прошлом году после парламентских выборов 5-го апреля 2009.

В канун трагической годовщины 7-го апреля 2009, либеральное руководство страны развязало беспрецедентную по размаху и цинизму кампанию по искажению тех шокирующих событий, которые произошли в прошлом году после парламентских выборов 5-го апреля 2009.

Основным приемом манипулирования, использованным руководством, является «ампутирование» последовательности событий и их фрагментарное представление. Для того чтобы каким-то образом избежать ответственности за катастрофу 7-го апреля прошлого года, представители непримиримой тогдашней оппозиции вырезают из видеосъемки событий только то, что последовало за массовыми действиями агрессивных групп протестующих. Они не показывают, как молодчики, без видимых причин, атаковали представителей правопорядка, забрасывали градом камней полицейских, хотя те, со своей стороны, не дали никакого повода для подобного обращения, и, наконец, подожгли, разрушили и разграбили здания президентуры и парламента.

«Усечение» прошлогодних событий и одностороннее и тенденциозное обвинение сил правопорядка и непосредственно коммунистического правления служит одной-единственной цели: отвести обвинения от организаторов тех протестов, то есть от нынешнего руководства страны. Виновность или невиновность каждого сотрудника полиции, руководства МВД и тогдашнего руководства государства может быть определена исключительно судом после проведения независимого расследования, без какого-либо вмешательства политических факторов в ход этого расследования. Те же следственные органы и юстиция в целом должны определить роль и степень виновности каждого руководителя или партийного деятеля, которые организовали соответственные протесты, равно как и выявить, кто управлял провокаторами. Но эти фундаментальные истины не могут быть применены в настоящий момент в Республике Молдова по той простой причине, что нынешняя политическая власть контролирует следственные и судебные органы.

Причины и следствие

Чтобы воссоздать полностью картину прошлогодних событий, давайте вспомним, как они разворачивались. Только таким образом мы сможем выстроить логическую и хронологическую цепь событий тех дней, только таким образом мы сможем воссоздать в нашей памяти реальную последовательность событий, только таким образом мы сможем проследовать от причины к следствию, а не наоборот. Другими словами, воссоздание хронологической последовательности событий позволит нам идти от причины к результату, последствию, следствию.

Итак, вот как разворачивалась прошлогодняя катастрофа:

1. Руководители некоторых оппозиционных партий заявляют, задолго до проведения выборов, что их результаты будут сфальсифицированы коммунистическим руководством страны.

2. Владимир Филат подает от имени руководимой им партии, ЛДПМ, заявление в примэрию, в котором сообщает местным властям что, начиная с 7-го апреля, эта партия организует протесты против результатов выборов. В заявлении организаторы обязываются обеспечить мирный характер протестов. Следует отметить, что в данном документе фигурируют имена двух передовых деятелей ЛДПМ, непосредственно ответственных за мирное проведение протестов: Ангел Агаки и Виктор Рошка. В тот же день в примэрию столицы было подано и другое заявление - со стороны организации, назвавшей себя Гражданская коалиция «Выборы 2009», под руководством Наталии Морарь. Цитируем данный документ: „Гг. Елена Згардан, Артур Гурау, Наталья Морарь уполномочены нами руководить акцией, обеспечить ее правильное проведение и отвечать за нее, так чтобы встреча проходила мирным путем и не переходила в насильственные действия.”

3. Генеральный примар Дорин Киртоакэ заявляет прессе, что предстоящие митинги авторизованы примэрией и призывает народ выйти на улицы.

4. Протестные акции развязываются 6-го апреля, когда Центральная избирательная комиссия еще не закончила подсчет голосов и не объявила конечные результаты выборов, а международные наблюдатели со стороны ОБСЕ, Совета Европы и др. еще не обнародовали свои выводы о характере проведения выборов.

5. 7-го апреля руководители ряда оппозиционных партий собирают толпу перед президентурой и парламентом.

6. Протесты принимают насильственный характер, многочисленные группы протестующих забрасывают камнями сотрудников полиции, издеваются без видимого повода для подобных действий. Полицейских избивают камнями, бьют ногами по головам, десятки людей в униформах получают ранения.

7.Протестующие подходят к зданию президентуры, бросают в него камни, разбивают окна, выламывают двери. В конечно счете, они захватывают здание президентуры, разрушая, поджигая и грабя все на своем пути.

8. После разгрома президентуры тысячи протестующих направляются в сторону парламента, применяя ту же тактику: град из камней, избиение полицейских, захват, разрушение, поджог и разграбление здания законодательного собрания.

9. Организаторы протестов, которые пытаются успокоить толпу, полностью теряют контроль над ситуацией и ретируются. После вандальных действий участников акций и поджога двух зданий государственных учреждений, руководители партий которые подстрекали народ к протестам, в панике исчезают.

10. К вечеру 7-го апреля ни один руководитель партии не остается на площади, никого из тех, кто политически подготовил протесты, среди протестующих нет.

11. Ночью с 7-го на 8 апреля, силы правопорядка приступают к освобождению двух зданий, задерживают определенное число участников акций, доставляют их в полицейские участки. Именно ночью были совершены все злоупотребления и нарушения со стороны ряда сотрудников министерства внутренних дел.

Кто несет ответственность за прошлогодний погром?

Итак, сейчас мы можем четко заявить следующее: даже, если и существовали провокаторы вне либеральных партий, провокаторы, которые внедрились в толпу с целью превращения мирных протестов в насильственные акты, как твердят представители нынешней власти, то политическая, юридическая и моральная ответственность за трагедию 7-го апреля ложится целиком на плечи тех, кто взял на себя организацию митингов посредством поданных в примэрию заявлений и кто был среди протестующих. Помимо необходимости определения в суде личной ответственности каждого агрессивного участника акции протеста и каждого полицейского, который избивал или пытал некоторых участников данных действий, личная ответственность Владимира Филата и остальных официальных организаторов протестов является абсолютно очевидной.

Сотрудники полиции, ответственные за страдания, побои, пытки и даже смерть некоторых из протестующих должны в обязательном порядке быть выявлены и наказаны. Но в то же время Генеральная прокуратура должна подходить равным образом к организаторам протестов и к тем лицам, которые избили и нанесли ранения полицейским, находящимся на службе, а также причинили огромные материальные убытки государству.

У Владимира Филата, Михая Гимпу, Дорина Киртоакэ, Серафима Урекяна и других представителей либеральных партий, организовавших данные протесты, было моральное, но и юридическое обязательство остаться на площади до ухода последнего участника акций, зайти в каждый кабинет разгромленных зданий, обратиться к каждому молодому человеку и убедить его отправиться домой – ко всем до единого. Ведь совершенно очевидно: если бы эти политики оставались на площади на протяжении всего дня 7-го апреля, никто из протестующих бы не пострадал. Злоупотребления и насильственные действия представителей сил правопорядка не могут быть оправданы, но этого можно было избежать.

Смерть Валерия Бобока на совести Владимира Филата

В этих условиях мы можем без преувеличения заявить, что смерть Валерия Бобока на совести Владимира Филата и его сторонников. Издевательства и избиения, которым подвергалась наивная молодежь, последующая призывам выйти на площадь, также на совести нынешнего руководства страны. Если подтвердится, что некоторые полицейские виновны в смерти Валерия Бобок, то его кровь на их руках. Но, кто бы ни убил этого молодого человека, его кровь также на совести Владимира ФИЛАТ. Потому что именно он подал заявление в примэрию, он побудил толпу к насилию и он же сбежал, как трус, едва почувствовав опасность. Рядом с ним у столба позора заслуживают места и остальные циничные, аморальные и трусливые политики, которые сейчас возводятся в ранг вершителей правосудия и героев.

Драматических событий той печальной ночи можно было избежать. Для этого, однако, организаторы должны были сделать две вещи: 1) обеспечить мирный и демократический характер протестов; 2) остаться рядом с протестующими на протяжении всего дня 7-го апреля и ночи с 7 на 8 апреля. Однако представители либеральных партий предпочли ретироваться с рискованного пути.

Я, нижеподписавшийся, обладаю моральным правом делать такие заявления, поскольку я со своими коллегами организовал, начиная с 1988 года, сотни и тысячи митингов и демонстраций. Однако они всегда носили мирный и демократический характер, а теми, которые поддерживали протесты в мирном русле и в правовых рамках были именно мы, лидеры Христианско-демократической народной партии.

Чтобы легче было проводить необходимые сравнения, я приведу всего три примера мирных и долговременных протестов, организованных ХДНП в предыдущие годы. В 2002г., между 9 января и 29 апреля, мы организовали ряд митингов нон-стоп в центре столицы. На протяжении этих акций мы, лидеры ХДНП, наши депутаты, всегда несли всю ответственность и находились среди протестующих, обеспечивая мирный характер акций и предотвращая возможные нападения со стороны определенных провокационных элементов или полиции. Начиная с 24 ноября 2003 года мы на протяжении недели возглавляли многотысячные акции протеста против подписания Меморандума Козака; при этом контроль над ситуацией находился также в наших руках. На протяжении августа 2004-го, мы проводили акции перед Домом радио, протестуя против цензуры. И опять любое серьезное нарушение ситуации было нами предотвращено. Да, случались определенные столкновения с представителями правопорядка, но эти конфликты не принимали насильственного характера и не перерастали в избиение протестующих, как это произошло в 2009 г.

Михай Гимпу и Дорин Киртоакэ в политических целях нарушают принципы правового государства

Организованная 1-го апреля временно исполняющим обязанности президента РМ Михаем Гимпу и примаром столицы Дорином Киртоакэ пресс-конференция, на которой были показаны те видеозаписи, представляет собой пренебрежение правовым государством, акт циничной предвыборной пропаганды, которая наносит серьезный ущерб расследованию событий 7-го апреля. Эти два чиновника, называющих себя юристами, нарушили принцип презумпции невиновности, обвинив ряд руководителей МВД в избиении протестующих. У нас нет никакого права высказываться по поводу виновности или невиновности тех офицеров, но мы не можем спокойно отнестись к тому, что временно исполняющий функции главы государства и генеральный примар столицы пытаются использовать прошлогоднюю трагедию в избирательных целях. Своим поступком эти два высокопоставленных чиновника пытаются оказать давление на Генпрокуратуру и юстицию в целом, навязывая свою версию трактовки событий. М. Гимпу и Д. Киртоакэ не сказали ни единого слова о полицейских –жертвах нападения буйных молодчиков, о разрушениях, которые эти протестующие нанесли, об ответственности организаторов, среди которых были и они сами, за подстрекание толпы, которую они, в конечном счете, предали, сбежав с места событий, после того как упустили контроль над ситуацией.

После той скандальной пресс-конференции мы были вправе ожидать реакции Генерального прокурора. Однако прокуратура лишь застенчиво заявила, что тоже обладает соответствующей записью. В данном случае Генеральный прокурор был обязан вынести тем двоим (равно как и другим чиновникам) официальное предупреждение, потребовав от них прекратить любое вмешательство и давление на ход следствия, а также воздержаться от любых обвинений в адрес любого гражданина до окончания следствия и оглашения вердикта суда. К сожалению, подобная принципиальная позиция не может быть принята руководством Генпрокуратуры по хорошо известным причинам. Генеральный Прокурор был назначен на эту должность, по предложению председателя парламента Михая Гимпу, нынешним парламентским большинством, и находится он в политическом подчинении по отношению к тем, кто дал ему это кресло и поддерживает его. Так как нынешняя власть отказывается изменить статус прокуратуры, предпочитая держать ее в политической субординации, мы можем с уверенностью заявить, что Генеральная прокуратура играет роль адвоката нынешней власти и преследователя ее оппонентов. Вот почему сегодня подвергаются допросам, уголовному преследованию и «публичному линчеванию» только полицейские, в то время как организаторы демонстраций, вместе с провокаторами и хулиганами, которые избили полицейских, разрушили два государственных здания, подожгли и разграбили их, лишены любого риска подвергнуться, по крайней мере, такому же обращению, как сотрудники полиции, пострадавшие при исполнении служебных обязанностей и не предпринимавшие никаких силовых действий против протестующих на протяжении всего дня 7-го апреля 2009.

Как разделить семь на четыре?

Очевидно, что события 7-го апреля стали предвыборным брендом для партий правящей коалиции, стартовой площадкой для приближающихся выборов. Они изощряются в пируэтах, для привлечения все большей симпатии манипулируемой публики, с надеждой обращения этой симпатии в голоса. Но у четверки союзников есть одна-единственная проблема: как разделить семь на четыре? В особенности, когда они пойдут по раздельным спискам, а Мариан Лупу еще больше отдалится от остальных трех своих сегодняшних компаньонов. Кстати, не следует забывать, что Мариан Лупу 7 апреля прошлого года был председателем парламента, и выбрали его коммунисты, то есть он находился по другую сторону баррикад. Так что остается лишь процитировать латинскую поговорку, известную нам по творению Эминеску: NON IDEM EST SI DUO DICUNT IDEM. То есть, если двое говорят одно и то же, значит - это не одно и то же. Стремление каждого из компонентов Альянса прибрать к рукам всю предвыборную выгоду может стать роковым для всех этих компонентов.

Сегодняшние герои – прошлогодние трусы

Таким образом, тех кто называют себя сегодня героями, защитниками демократии и моральными прокурорами бывшей коммунистической власти, следует попросить перемотать пленку событий от конца до начала и показать ее по всем каналам целиком - без цензуры, вырезок и манипуляций. Давайте посмотрим еще раз: кто подал заявления в примэрию, кто подстрекал народ, кто избивал полицейских, кто поджег здания, кто трусливо ретировался в разгар событий, оставив провокаторов делать свое дело: молодежь – наслаждаться воображаемой победой, а полицейских – совершать аресты и злоупотребления ночью с 7-го на 8 апреля?

Давайте попросим ProTV Chisinau еще раз показать вечером 7-го апреля прошлогоднее интервью с испуганными, заиающимися участниками, которые теснились на диване в студии Лорены Богза. Давайте посетим веб-страницу этого телевидения не для того, чтобы слушать их оправдания, а чтобы последить за их жестами, телодвижениями и выражениями лиц.

За отставкой комиссара должна последовать отставка премьер-министра

В день памятной пресс-конференции, 1-го апреля, премьер Филат совершает «молниеносный визит» в Генеральный комиссариат полиции столицы. Вследствие этого рейда, генеральный комиссар Кишинева, подозреваемый в участии в событиях 7-го апреля, подает в отставку на время проведения следствия. Владимир Филат торжественно заявляет, что он удовлетворен и приветствует поступок комиссара. И это потому, что, видит Бог, мы должны понимать, что этот комиссар мог бы повлиять, в свою пользу, на ход расследования. Однако до этого момента, о влиянии данного офицера полиции на ход расследования мы можем рассуждать лишь гипотетически, в то время как участие Владимира Филата является определенным. В этих обстоятельствах считаем своевременной и необходимой отставку премьер-министра Владимира Филата до завершения уголовного расследования и объявления окончательного вердикта по событиям прошлого года. Если один комиссар подал в отставку, чтобы не препятствовать расследованию, то Филат должен последовать его примеру. Ведь в положении премьер-министра он намного более влияет на ход следствия, чем все полицейские вместе взятые. Отставка Владимира Филата является последним для него шансом доказать свою честь, невиновность и чувство политической ответственности.

Выводы

Прошлогодние события должны рассматриваться во всей их совокупности. Они начались не с нападения полицейских на протестующих, а наоборот. Я не хочу давать оценку тому, насколько руководство МВД или государства выполнило долг 7-го апреля. Это удел юстиции. Но, в условиях когда юстиция контролируется властью, какая у нас может быть надежда на то, что она будет равноудаленной и сможет полностью выполнить свои обязанности? Но мы можем со всей ответственностью заявить, что представители нынешней власти, которые оспаривали результаты выборов и вытащили людей на улицу, сегодня освобождены от любого риска подвергнуться серьезному допросу и сдаться юстиции в качестве непосредственных организаторов и подстрекателей. И это независимо от факта, были ли они теми, кто управлял провокаторами, или только теми, кто упустил контроль над ситуацией, трусливо покинув площадь. Владимир Филат, Михай Гимпу, Дорин Киртоакэ, Серафим Урекян и их остальные сподвижники должны сидеть на скамье подсудимых не рядом, а перед полицейскими, которые проявили агрессию вследствие бандитских нападений на них и на учреждения государственной власти. Рядом с данными руководителями должны сидеть и агрессоры. Они известны и, в отличие от полицейских, которых снимали ночью, были запечатлены днем на десятках видеокамерах.

Если, однако, юстиция продолжит следовать игре власти, представители которой насилуют учреждения правового государства и идут вразрез со здравым смыслом, пытаясь возвести себя в ранг невиновных и даже героев тех дней, будоража общественное мнение и подпитывая логику конфронтации как единственного способа бытия и коммуникации с оппонентами, политическая ситуация в стране может очень серьезно ухудшиться. А кто сеет ветер, пожнет ураган. И кто строит свою политику на лжи и давлении, неожиданно окажется перед необходимостью противостояния суровому эффекту бумеранга.