Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вулкан Исландии, потери экономики, кенийские розы и японские суши

© REUTERS/Lucas JacksonМиллионы тонн вулканического пепла выбрасывает вулкан Эйяфьятлайокудль
Миллионы тонн вулканического пепла выбрасывает вулкан Эйяфьятлайокудль
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Потери авиакомпаний от последствий извержения вулкана в Исландии превысили 1 млрд. евро. Туризм на грани катастрофы. Проблемы промышленности – от французской электроники до японского Ниссана. Экспорт роз из Кении прекращен. Японские суши без норвежского лосося.

Пепел исландского вулкана, закрывший воздушное пространство Европы, сделал парадоксальную вещь. Он открыл нам глаза, точнее, лишний раз продемонстрировал тесные взаимосвязи нашего мира, реальность его глобализации. Закрытые аэропорты Парижа и Франкфурта стали причиной проблем для предпринимателей в странах Азии, аравийских нефтедобытчиков и простых японских обывателей.

НОВОЕ 11 СЕНТЯБРЯ ДЛЯ АВИАКОМПАНИЙ


У природного бедствия есть как явные, прямые, так и косвенные экономические последствия. Очевидно, что в потоке лавы из исландского вулкана потонули все надежды авиаперевозчиков на улучшение собственной ситуации. Только-только авиакомпании начали слегка оправляться после мирового кризиса, который резко сократил объем перевозок, число пассажиров и, соответственно, прибыль. Робкие надежды на оживление роста перечеркнул природный катаклизм, нанеся непредвиденный удар по отрасли. По самым предварительным оценкам, финансовые потери авиакомпаний от прекращения полетов уже перевалили за 1 миллиард евро. Ежедневно отрасль недополучает выручки на 200 миллионов долларов, - сообщает Международная ассоциация воздушного транспорта, которая объединяет 230 мировых авиакомпаний. К этому надо прибавить расходы на размещение пассажиров, экипажей, перевод и содержание самолетов в чужих аэропортах. Каждая авиакомпания с тревогой подсчитывает собственные ежедневные убытки: у альянса Air France-KLM каждый день, как сквозь пальцы, «утекает» по 35 миллионов евро, British Airways теряет до 26 миллионов, скандинавская SAS до 9-ти. Даже малобюджетная компания EasyJet за 5 дней кризиса потеряла 45 миллионов евро. 40 миллионов долларов в день - потери авиакомпаний стран Азии и Тихоокеанского региона.

«Нынешний кризис уже превзошел по масштабам последствия 11 сентября», - без обиняков заявил глава Международной ассоциации воздушного транспорта Джованни Бисиньяни. Европейские перевозчики уже обратились к Евросоюзу с мольбой о помощи. ЕС объявил, что готов дать государствам разрешение на оказание экстренной помощи своим компаниям. Точно так же, как это было сделано после терактов в США в 2001 году.

ТУРИЗМ: НЕИЗБЕЖНЫЕ БАНКРОТСТВА

Другой очевидной жертвой вулканической активности стала туристическая индустрия. И дело не только в дополнительных расходах на туристов, которые оказались пленниками ситуации в различных точках мира. Остановились также продажи путевок и туров на будущее. Туризм и так пострадал от мирового финансового кризиса: в прошлом году оборот отрасли упал на 8,5%. А тут – новые издержки, который пока каждый считает в одиночку. Самый крупный европейский туроператор, британский TUI Travel теряет в день по 5-6 миллионов фунтов стерлингов,  группа Thomas Cook – по 8 миллионов евро. Общие потери можно себе вообразить, если учесть, что каждый день в Европу – в нормальное время – прибывает 700 тысяч туристов. Худшую экономическую катастрофу и неизбежные банкротства пророчат туризму эксперты. Бьют тревогу туроператоры Франции, которые уже просят государство о помощи. Франция остается первым в мире туристическим направлением: ежегодно страну посещает 74 миллиона человек. Но отсутствие иностранных туристов – это еще полбеды. Катаклизм пришелся на период школьных каникул во Франции и сорвал большинству французов турпоездки за рубеж.

БИЗНЕС ПОСЫПАЕТ ГОЛОВУ ПЕПЛОМ

Авиакомпании и турфирмы – это явные жертвы вулканического извержения. По цепочке под удар попала нефтепереработка. Французские НПЗ будут вынуждены сократить производство авиационного керосина: самолеты-то ведь не летают. Падение спроса на горючее в мире эксперты оценивают в полмиллиона-миллион баррелей в день!

От авиационного коллапса страдает электроника. Французские производители электронных приборов не получают комплектующие из Азии, при том что запасы деталей на складах были сильно урезаны из-за мирового кризиса. Японская компания «Ниссан» остановила 3 конвейера по сборке автомобилей у себя дома. Причина – невозможность доставить в Японию комплектующие из Ирландии. В Бангладеш на отправке заблокированы тонны текстильных изделий, из Сеула южнокорейские Samsung и LG не могут вывезти 200 тысяч мобильных телефонов на 30 миллионов долларов.

Отсутствие авиасообщения привело к отмене деловых командировок, важных бизнес-встреч и совещаний. Правда, некоторые компании нашли прекрасный выход из положения – встречи реальные заменяются видеоконференциями. И незатратно, и экологично.

УВЯДШИЕ РОЗЫ КЕНИИ, ИЛИ СУШИ БЕЗ ЛОСОСЯ

Невероятно, но факт – от извержения исландского вулкана вянут розы в африканской Кении. Нет-нет, их губит не вулканический пепел, а отсутствие авиарейсов для доставки цветов в Европу. Кения – один из крупнейших мировых экспортеров роз. 80% этих прекрасных цветов идут в европейские страны, прежде всего, в Великобританию. Кенийские цветоводы теряют не менее полутора миллионов долларов в день, отправляя розы на перегной. То же самое происходит с кенийскими фруктами и овощами, 80% которых идут на экспорт.

Исландский вулкан лишил японцев излюбленного лакомства – суши. Неожиданно выяснилось, что 90% лосося для приготовления этого блюда Япония получает из Норвегии – причем, самолетами: рыба для суши должна быть сырой и, разумеется, свежей. Предприятия японского общепита теряют до трети своего оборота, оптовая цена лосося в Японии подскочила на 20%. Ну а рядовым японцам приходится довольствоваться суши без лосося – с тунцом, креветками, угрем или макрелью.