Иллюзии Ислама Каримова
В последние годы отношения между Россией и Узбекистаном были практически заморожены. Как и все лидеры постсоветской Центральной Азии Ислам Каримов печется, прежде всего, об укреплении своей личной власти. В то же время ему не были чужды и намерения превратить Узбекистан в региональную державу.
Слабость узбекской экономики и финансов не позволила Каримову достичь этой амбициозной цели, а поэтому его внешняя политика сводилась в последние годы к достаточно неуклюжему лавированию между Москвой и Западом. В свое время Ислам Каримов вступил в ГУУАМ – причудливую геополитическую организацию, объединявшую Узбекистан с Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией, и находившуюся в мягком противостоянии с Россией. После кровавой расправы над оппозицией в Андижане, которая вызвала резкое осуждение Запада, Каримов стал искать покровительства России и Китая. Он вышел из ГУУАМ, вступил в Евразийское экономическое сообщество и в Организацию Договора о коллективной безопасности.
Впрочем, два года назад Узбекистан приостановил свое членство в ЕврАзэс, а затем стал демонстративно дистанцироваться и от Организации Договора о коллективной безопасности. Эти демарши совпали с оживлением отношений между Узбекистаном и США.
В этом плане политика Каримова не слишком отличается от политики недавно свергнутого киргизского президента Курманбека Бакиева. Именно поэтому нынешний визит узбекского президента в Москву преследует главным образом прагматическую попытку заручиться поддержкой России на тот вполне вероятный случай, если протестные акции в регионе распространятся на Узбекистан. По мнению российских экспертов, Ислам Каримов хотел бы склонить Москву к выработке совместных действий по противодействию подобным угрозам. Однако подобного рода соглашение существенно повысило бы для Москвы риск быть втянутой во внутриполитические конфликты в Центральной Азии. А, учитывая, что в последнее время Россия предпочитает устраняться от роли регионального арбитра в Центральной Азии, узбекский президент вряд ли добьется желаемого.
К этому следует добавить, что после событий в Киргизии Россия, судя по всему, устала от внешнеполитических кульбитов Ислама Каримова и перестала делать ставку на его режим, заняв выжидательную позицию. Поэтому его визит в Москву вряд ли приведет к существенным сдвигам в российско-узбекских отношениях.
Борис Туманов, для RFI, Москва