Элитный иранский Корпус стражей Исламской революции начал в четверг учения в Ормузском проливе, имеющем стратегическое значение для транзита нефти через Персидский залив. Фоном для этой демонстрации военной силы стали утверждения руководства страны о том, что новая ядерная политика президента Барака Обамы угрожает Ирану.
В преддверии военных маневров высший руководитель аятолла Али Хаменеи обвинил Вашингтон в попытках контролировать мир с помощью своего ядерного арсенала и поклялся, что Иран не склонится перед, как он выразился, «скрытыми угрозами атомным оружием».
Хаменеи имел в виду оглашенную Обамой ранее в этом месяце новую ядерную стратегию, меньше фокусирующуюся на угрозах времен холодной войны и больше на борьбе с распространением вооружений. В частности, Вашингтон пообещал не применять свой арсенал против стран, у которых нет своего ядерного оружия, за исключением государств, не выполняющих международные договоренности о нераспространении – последнее явно было адресовано Ирану и Северной Корее.
Риторика Хаменеи, согласно которой Вашингтон хочет взять Иран под контроль, по-видимому, нацелена на то, чтобы получить поддержку внутри страны. В настоящий момент Иран пытается помешать США добиться введения четвертого раунда санкций ООН против иранской ядерной программы.
Администрация Обамы всеми силами пытается добиться от Совета безопасности ООН более сурового наказания для Ирана за его отказ приостановить обогащение урана – процесс, позволяющий получить либо боеголовку, либо топливо для ядерного реактора. США и их союзники обвиняют Тегеран в попытках создать бомбу. Тегеран эти обвинения отрицает.
В четверг Тегеран начал собственную кампанию против санкций. Его министр иностранных дел Манучехр Моттаки (Manouchehr Mottaki) направился в Австрию. В ближайшие дни он намерен посетить еще несколько стран, входящих в Совет безопасности. По словам Моттаки, он намерен говорить с властями этих стран о возможности сделки по ядерному топливу, которую, до того как она зашла в тупик, многие считали потенциальным выходом из сложившейся вокруг иранской ядерной программы ситуации.
Иран проводит военные маневры под названием «Великий пророк» в стратегических водах Персидского залива ежегодно, начиная с 2006 года. Таким образом он демонстрирует свой военный потенциал. Это также служит скрытым напоминанием о последствиях, которые повлечет за собой удар Соединенных Штатов или Израиля по иранским ядерным объектам.
Лидеры Ирана в прошлом уже заявляли, что в ответ на нападение страна закроет Ормузский пролив, служащий входом в Персидский залив, через который проходит 40 процентов мировых поставок нефти и газа, а также атакует американские базы в регионе.
Как сообщает государственное телевидение, в трехдневных учениях принимают участие морские, воздушные и сухопутные подразделения стражей революции. В предыдущие четыре года маневры проводились летом, в этом году они были перенесены на более ранний срок. Официального объяснения этому не поступило, но на прошлой неделе представители высшего руководства Ирана неоднократно выступали с осуждением новой американской ядерной доктрины.
В четверг военные продемонстрировали новый быстроходный десантный катер «Йа Махди», о котором они отзываются, как о «сверхскоростном и маневренном». Иран также заявил, что в учениях будут участвовать 313 ракетных катеров меньшего размера.
Позднее государственное телевидение показало видеосюжет со стрельбой «Йа Махди» ракетами по неподвижной мишени. Одновременно десятки малых катеров обстреливали реактивными гранатами списанный корабль, а солдаты отрабатывали приемы абордажа.
В среду министр обороны генерал Ахмад Вахиди (Ahmad Vahidi) заявил без подробностей, что в ходе учений будет испытано новое оружие. Иран утверждает, что его военная промышленность и наука сильно продвинулась вперед, демонстрируя тем самым, что он остается самодостаточным, несмотря на санкции и попытки США и их союзников его изолировать.
Ежегодные маневры также свидетельствуют о росте влияния в Иране стражей революции – элитного корпуса, ориентированного на защиту режима исламского духовенства. Численность КСИР составляет 120 000 человек, он существует отдельно от армии. У него есть свои морские, воздушные и сухопутные силы и он присутствует во всех ключевых отраслях, включая разработку ракет, добычу нефти, строительство дамб и дорог, телекоммуникации и ядерные технологии. Он также сыграл основную роль в подавлении иранской оппозиции в прошлом году во время беспорядков, вызванных спорными президентскими выборами.
Американские официальные лица не придают иранским маневрам большого значения. По словам пресс-секретаря Пентагона Джеффа Моррелла (Geoff Morrell), они «не слишком отличаются» от того, что иранские военные делали раньше. Он также отметил, что Тегеран зачастую преувеличивает, говоря об испытаниях оружия.
ВМФ США заявил, что он не ожидает, что учения повлекут за собой «значительные последствия» для региона, в котором находятся американские корабли, в том числе авианосец «Эйзенхауэр».
В среду, в преддверии учений, Хаменеи выступил на конференции медсестер, осудив новую ядерную доктрину Обамы. Американские официальные лица утверждают, что она нацелена на то, чтобы подтолкнуть Иран к сотрудничеству с ООН по вопросу о его ядерной программе, однако высший руководитель назвал ее угрозой ядерного удара по стране.
«Скрытые угрозы атомным оружием не подействуют на Иран, - сказал он. – Народ Ирана им не поддастся и поставит тех, кто ему угрожает, на колени». При этом он повторил, что Иран не намерен создавать ядерное оружие.
«Ядерные державы, особенно Соединенные Штаты, используют свою ядерную мощь, пытаясь подчинить мир своей власти», - считает он.