Ведущий: Сегодня 24-я годовщина аварии на Чернобыльской АЭС, ставшей самой ужасной ядерной катастрофой в истории, и страны бывшего Советского Союза поминают жертв этой украинской трагедии. В Москве сотни пришли на одно из городских кладбищ помянуть погибших – среди них были те, кто участвовал в ликвидации последствий аварии, и родственники погибших. В других российских городах также прошли мемориальные службы. Но как сообщает наш корреспондент Алексей Ярошевский, в самой Украине этот район превращается в аттракцион для туристов – несмотря на риски и критику.
Корреспондент: Улицы Припяти – города-призрака, расположенного возле Чернобыльской АЭС, - стали для Антона вторым домом. За шесть лет киевский фотограф сделал тысячи снимков внутри 30-километровой зоны отчуждения. Пока мы идем к самому высокому зданию Припяти, чтобы устроить там фотосъемку, Антон объясняет, почему он это делает.
Антон Бородавка, фотограф: Я чувствую необходимость помочь тем, кто хочет узнать больше про эту зону. Узнать, что это не просто мертвый город. Своими фотографиями я рассказываю настоящую историю, которую мало, кто знает – что здесь по-прежнему живут люди. Здесь много животных, некоторые из которых считаются исчезнувшими.
Корреспондент: Ядерный реактор Чернобыльской АЭС взорвался 26 апреля 1986 года. То, что многие считают человеческой ошибкой, вызвало крупнейший радиоактивный выброс в истории. Над реактором был построен колпак, который называют саркофагом, чтобы предотвратить дальнейший радиоактивный ущерб.
Спустя двадцать четыре года в безжизненных окрестностях электростанции по-прежнему регистрируют невысокий уровень радиации, однако эксперты считают, что здесь по-прежнему существует огромная угроза.
Владимир Яворийский, депутат Верховной Рады: Если Украина стоит на гранитном тектоническом щите, то как раз под Чернобыльской АЭС находится небольшая трещина. Поэтому в случае землетрясения, даже очень маленького, саркофаг может развалиться. И я не исключая возможности мощного ядерного взрыва.
Корреспондент: Президент США Барак Обама недавно пожертвовал украинскому правительству четверть миллиарда долларов на обеспечение безопасности в Чернобыле.
Однако, несмотря на глобальное понимание угрозы, исходящей из этой зоны, для некоторых она является аттракционом.
Корреспондент: У города Припять должен был быть свой собственный парк аттракционов, который должны были открыть 1 мая 1986 года, но этому помешала трагедия. Вместо этого, спустя два десятилетия, район вокруг Чернобыля и сам превратился в нечто вроде тематического парка. В прошлом году журнал «Форбс» назвал Чернобыль лучшим направлением для экстремального отпуска.
Десятки тысяч людей со всего мира приезжают сюда каждый год, чтобы своими глазами увидеть атмосферу апокалипсиса. Официальные туры в Чернобыль стоят менее ста долларов США с человека. Антону это кажется неприемлемым.
Антон Бородавка, фотограф: Для большинства людей, приезжающих сюда, Чернобыль – это музей. Некоторые приезжают в поисках мутантов. Им здесь не место. Это опасная зона, а не парк развлечений. Это трагическая катастрофа, которую нельзя использовать как аттракцион.
Сняв очередную серию фотографий в чернобыльской зоне отчуждения, Антон знает, что делать дальше.
Он везет их обратно в Киев, чтобы опубликовать еще один фотоальбом, вдохновленный образами зоны. Новый сборник посвящен людям, живущим в зараженной зоне. Он делает это не ради коммерции, а чтобы все знали, на что похожи последствия наихудшего ядерного ЧП в мировой истории.