Кораблям отстать велят
Оппозиция решила атаковать Верховную Раду, «чтобы выразить свое несогласие с пактом Януковича — Медведева». По словам Юлии Тимошенко, к оппозиционному фронту присоединились все, кто готов «в любое время, ночью или днем, когда просто позовет Украина, подниматься и идти, и становиться рядом».
Кивая на корабли ЧФ, оппозиционеры заявляют, что Украина превращается в зону потенциальной напряженности вплоть до 2042 года, а Россия получает широкий арсенал средств воздействия на нашу страну.
Обратим внимание, что до сих пор общественное мнение по этому вопросу резко отличалось от мнения оппозиции. По данным февральских опросов, проведенных Институтом социологии, 67,5 проц. граждан поддерживали вступление Украины в союз с Россией и Белоруссией, а согласно мартовским соцопросам (компания R&B Group), 61 проц. выступает за пролонгацию пребывания ЧФ РФ в Крыму. Не исключено, что новые протесты оппозиции могут привести и к новым результатам в области соцопросов. Конечно, если общество попадет под влияние громких заявлений оппозиции.
Исход первого раунда поединка между властью и оппозицией будет зависеть не только от дальнейшей судьбы президентского законопроекта №0165 «О ратификации соглашения между Украиной и Российской Федерацией по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины». Под удар может быть поставлен и новый проект госбюджета-2010, учитывающий долгожданные и отнюдь не лишние для нас газовые скидки с российской стороны.
Политика побеждает экономику
Судя по всему, договоренности Януковича и Медведева — это не столько причина, сколько повод для дальнейших действий оппозиции. Чтобы Виктор Федорович ни делал, его все равно будут критиковать. Появление «газо-флотских» соглашений только ускорило сей процесс.
Какова выгода от них Украине? Об этом достаточно четко заявила секретарь Совнацбеза Раиса Богатырева в эфире телекомпании «Украина». По ее словам, отсутствие госбюджета на 2010 год и невозможность сбалансировать его проект из-за чрезвычайно высокой цены на российский газ ставили под угрозу национальную безопасность нашей страны. А после вступления в силу харьковских соглашений на оплате российского газа Украина сэкономит около 40 млрд. долларов — эта сумма почти равняется ежегодному доходу в госбюджет.
По оценке аналитика «Универ Капитал» Дмитрия Александрова, с начала этого года Украина уже закачала около 7—8 млрд. кубометров газа. «Таким образом, остается около 28 млрд., — указывает эксперт. — То есть при скидке в 100 долларов на каждую тысячу кубометров только в этом году Украина сэкономит 2,8 млрд. долларов, которые, соответственно, недополучит «Газпром» в качестве выручки». Согласно договору об аренде Севастопольской военно-морской базы, Россия платит за нее 98 млн. долларов в год, напоминает Александров. И добавляет: «С экономической точки зрения довольно странно менять 98 миллионов долларов на 2,8 миллиарда. Политика опять перевесила».
Получается, экономические интересы «Газпрома» и России оказались принесены в жертву политическим соображениям. Возникает вопрос: где гарантия, что основным «товаром», который предлагает украинская сторона за предоставление льготных цен на газ, станет доступ не столько к Севастополю, сколько к газотранспортным сетям Украины (к чему Россия стремится уже несколько лет)? Судя по экспертным прогнозам, «Газпром» таки может войти в долю с украинской газотраноспортной системой. «России еще есть что предложить Украине, — напоминает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. — На модернизацию украинских сетей понадобятся деньги — по разным оценкам, от 10 до 20 миллиардов долларов, а у самой Украины таких денег нет, иначе бы она так не стремилась понизить цены на российский газ».
В общем, как ни крути, а без финансовой поддержки РФ нам не обойтись. Точно так же, как не обойтись Севастополю без финансовой поддержки ЧФ: по официальным данным, ежегодно российский флот наполняет городскую казну примерно на 20 млн. гривен. По размерам своих вложений в этот город Минобороны РФ и мэр Лужков успешно конкурируют с украинским Минобороны и властями Киева.
С «благословения» Кравчука
Огульно обвиняя президента в «измене» Родине, оппозиция почему-то скромно умалчивает о немаловажном историческом факте: так называемая сдача Севастополя произошла не в апреле 2010-го, а более 18 лет назад. И если и следует обвинять кого-то в предательстве национальных интересов, то уж никак не Януковича, а прежде всего Кравчука. Того самого Леонида Макаровича, который на выборах-2010 был доверенным лицом Тимошенко, а сегодня вместе с ней выступает против привязки ЧФ к «Газпрому».
Видать, на 77-м году жизни Леонид Макарович запамятовал о своих флотских «достижениях» образца 1991—1993 годов. Обратимся к его недавнему интервью в одном из журналов: «Украина никогда не давала России согласия на введение войск на территорию Украины. Никогда. Это войска Черноморского флота, оставленные Советским Союзом на территории Крыма после распада Советского Союза. Эти войска, после того как Россия объявила себя правопреемницей СССР, и стали Черноморским флотом России. И Россия попросила тогда Украину временно, я подчеркиваю, оставить свой флот в Севастополе, пока она не построит новую базу в районе Черного моря».
Интересно бы узнать: на каком основании г-н Кравчук сегодня говорит, что россияне просили «временно оставить свой флот в Севастополе»? Уж кому-кому, а ему как первому президенту точно известно: с провозглашением независимости все вооруженные формирования, находящиеся на территории бывшей УССР, целиком и полностью вошли в состав молодого украинского государства. Поэтому абсолютно все (без исключения!) корабли ЧФ стали неотъемлемой частью украинского Минобороны, а моряки-черноморцы и их семьи — полноправными гражданами нашей (а не российской) державы. В 1991 году новая (ельцинская) Россия де-юре и де-факто признавала, что и Крым в целом, и Севастополь в частности принадлежат только Украине. О том, что ЧФ является российским, никто в Кремле вначале и не заикался. Это уже давно доказал бывший командующий ЧФ Игорь Касатонов во второй части своей книги «Очаков»: Связь времен и поколений».
Итак, слово адмиралу Касатонову: «Россия со всем была согласна. Судьба флота, как и трех округов, была предрешена — они становились украинскими. Это определили решения в Беловежской Пуще — границы суверенных государств располагаются по административным границам республик СССР, то есть Черноморский флот «уплыл» за границу... Далее Л. М. Кравчук решил не ждать, когда все в России проснутся. Видя бесполезность действий всех своих структур по приватизации флота, но не встречая сопротивления госструктур России, он издал указ о взятии ЧФ под свою юрисдикцию (5 апреля 1992 года)».
Как видим, тогда Леонид Макарович считал ЧФ украинским, а не российским (как он это делает сегодня). Почему же он был вынужден отдать флот россиянам? Причина общеизвестна: Украина не имела таких денег, чтобы взять на себя все флотские расходы. Именно поэтому в августе 1992-го было подписано Соглашение о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины на базе ЧФ бывшего СССР. А весной 1998-го Кучма и Ельцин подписали новый договор, который при поддержке парламентариев узаконил пребывание Черноморского флота в Крыму.
В Киеве отлично понимали, что Москва ни при каких условиях не откажется от своих флотских амбиций. Ведь отказ от базирования в Крыму не только совершенно меняет военно-стратегическую обстановку в Черном море, но и ставит Россию в весьма невыгодную геополитическую ситуацию. Поэтому единственное, на что может сегодня рассчитывать Украина, так это на согласие России платить деньги за аренду 18 тысячи гектаров наших земель. И такая ситуация сегодня объективно выгодна обоим государствам, какие бы пафосные речи по этому поводу ни звучали со стороны забывчивой украинской оппозиции.