Несмотря на кулачные бои и дымовые завесы в здании Верховной Рады, а также на уличные протесты возле нее, законодатели Украины ратифицировали вчера неоднозначное российско-украинское соглашение, подготовленное по принципу "аренда базы за скидку по газу". Согласно условиям этой сделки, Москва снижает цены на закупаемый Украиной газ, а российский военно-морской флот остается на своей севастопольской базе в Крыму еще на 25 лет по истечении в 2017 году срока действующего договора об аренде. Украинские оппозиционеры подвергли нападкам новое правительство президента Виктора Януковича за то, что он якобы "продал суверенитет за газ".
Точная сумма денежных потерь для России в результате скидок на поставляемый Украине газ будет зависеть от мировых цен на энергоносители, однако она может составлять несколько миллиардов долларов ежегодно. Вместе с тем, сохранив свою базу в Севастополе, Москва получит возможность сэкономить на строительстве новой базы Черноморского флота в российском портовом городе Новороссийск.
Российская Дума ратифицировала это соглашение подавляющим большинством голосов. Многие депутаты увидели в нем значительные политические и военные выгоды. Главнокомандующий российским военно-морским флотом адмирал Владимир Высоцкий заявил репортерам, что новое соглашение поможет возродить сотрудничество флотов России и Украины в борьбе с терроризмом и контрабандой, а также позволит проводить совместные поисково-спасательные операции.
Несмотря на те споры и противоречия, которые это соглашение вызвало на Украине, где обозреватели дискутируют по поводу его конституционности и экономической целесообразности, западные страны не уделили этой сделке особого внимания. Такое молчание отчасти свидетельствует о их нежелании порождать антагонизм нового украинского правительства и оспаривать право Украины самой строить свою внешнюю политику безо всякого внешнего вмешательства. Но они также исходят из представлений о том, что продление аренды не изменит существенно соотношение сил в черноморском регионе.
Во время августовской войны 2008 года с Грузией базирующиеся в Севастополе корабли Черноморского флота были направлены к побережью отделившейся от Грузии провинции Абхазия в запоздалой попытке оказать поддержку российским сухопутным войскам в ходе наступления. Они не повлияли существенно на ход войны. Когда в Черное море после конфликта вошли корабли НАТО, чтобы доставить гуманитарную помощь грузинскому государству, российское руководство обвинило альянс в том, что он тайно перевооружает Грузию. Бывший командующий Черноморским флотом адмирал Эдуард Балтин похвастался, что российский ВМФ может за двадцать минут уничтожить группировку натовских кораблей. Но несмотря на такие воинственные заявления, никаких нападений не было, и западные корабли вскоре ушли.
Господство России на Черном море в большей степени объясняется не ее морской мощью, а положениями Конвенции Монтрё, которые серьезно ограничивают присутствие там военно-морских сил нечерноморских государств. Турция очень тщательно соблюдала условия этой конвенции, чтобы не настроить против себя Москву, а также не утратить те уникальные привилегии, которыми она обладает как страна, владеющая Босфорским проливом. Порой Москва и Анкара даже вступают в тайный сговор ради ограничения натовского присутствия в Черном море. Например, когда альянс предложил расширить масштабы своей средиземноморской операции по борьбе с терроризмом, контрабандой и распространением оружия массового уничтожения Active Endeavor, распространив ее действие на черноморский регион, военные корабли России и Турции начали свою операцию под названием "Черноморская гармония" с теми же задачами. В результате НАТО оказалась там лишней.
Самое важное Москва продемонстрировала в 2008 году, показав, что даже при минимальной поддержке с воздуха и моря российские сухопутные войска в состоянии сокрушить грузинскую оборону. С тех пор Россия наращивает свой военный потенциал против Грузии, создавая новые передовые базы в самопровозглашенных регионах Абхазия и Южная Осетия.
На пресс-конференции в Эстонии 22 апреля генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен сказал, что решение Украины о продлении аренды не лишает ее возможности вступить со временем в ряды альянса. Расмуссен назвал сделку по базе "двусторонним соглашением, которое не окажет воздействия на наши отношения ни с Россией, ни с Украиной".
Расмуссен прав, говоря о том, что на взаимоотношения НАТО-Украины продление аренды никак не повлияет, хотя причины здесь, наверное не те, о которых он говорил. С одной стороны, Янукович еще задолго до подписания соглашения об аренде ясно дал понять, что не намерен присоединять Украину к НАТО. В этом месяце он даже распустил правительственную комиссию, созданную для подготовки страны к членству в альянсе.
С другой стороны, хотя скидки на газ начинают действовать уже сейчас, будущее украинское правительство сможет аннулировать сделку об аренде до 2017 года, когда истечет срок действующего соглашения. И даже после этой даты новое правительство может попытаться отменить продление аренды, объявив его неконституционным, либо приведя какие-то другие обоснования. Таким образом, украинская оппозиция может свести на нет военно-политическое возвращение Москвы, а Россия к тому времени уже потеряет миллиарды долларов в виде неполученных доходов от продажи газа.
Далее, севастопольская схема "газ за базу" вряд ли сможет послужить прецедентом для похожих сделок в других местах. Хотя Венесуэла и прочие дружественные страны предлагают России создавать базы на своей территории, премьер-министр Владимир Путин назвал украинский пакет уникальным предложением, предназначенным для восстановления добрых отношений между двумя соседними государствами. "Украина – это исключительный случай, – пояснил Владимир Путин, – у нас нет необходимости строить военные базы по всему миру. Пребывание российского флота в Крыму сложилось исторически. Других партнеров с такими просьбами просим к нам не обращаться".
Пока не ясно, поможет пребывание российских моряков в Крыму создать на Украине этническую гармонию или помешает. Янукович может оказаться для Москвы таким же ненадежным партнером, как и белорусский президент Александр Лукашенко, который свою поддержку кремлевской политике соразмеряет с объемами российских экономических субсидий. В любом случае, продление аренды не изменит соотношение военных сил на Черном море, в котором российский флот будет господствовать как с севастопольской базой, так и без нее.
Ричард Вайц - старший научный сотрудник Хадсоновского института (Hudson Institute ) и старший редактор World Politics Review.