Создание Европейской службы внешних дел позволит Евросоюзу укрепить свою роль на международной политической арене. Однако прогнозировать, какие регионы станут приоритетными направлениями работы этой службы, пока рано, считают эксперты.
"Европейская служба внешних дел (ЕСВД) может стать мощным инструментом для усиления голоса Евросоюза на международной арене, если политические власти ЕС смогут договориться о сильной политике и сформулировать четкое послание", - сказал один из ведущих европейских экспертов по международным отношениям Томас Клау (Thomas Klau).
В то же время, ЕСВД станет объединением знаний и опыта, на которое Верховный представитель ЕС может полагаться при разработке политических предложений, полагает Клау, глава Парижского офиса Европейского совета по международным отношениям.
Серьезная коррекция внешнеполитической стратегии Евросоюза и принципов его позиционирования в мире предусмотрена Лиссабонским договором о реформах ЕС.
План создания ЕСВД, предложенный Верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон, уже одобрен Евросоветом. Если проект получит поддержку и в других органах ЕС - Европарламенте и Еврокомиссии - новая служба начнет работу уже летом. Европарламент ответственен за кадровый состав руководства будущей службы и вопросы бюджета. Окончательное согласие остается за Еврокомиссией.
Европейская служба внешних дел - одно из самых значительных нововведений Лиссабонского договора, считает аналитик Европейского политического центра в Брюсселе Янис Эммануилидис (Janis Emmanouilidis). Однако дебатов о приоритетных направлениях работы пока не было.
"В этом вопросе Кэтрин Эштон может выступить с определенными идеями, в которых нужно будет убедить министров иностранных дел стран ЕС и правительства стран-членов. Станут ли регионы Южного Кавказа и Центральной Азии приоритетным направлением, пока неизвестно", - сказал Эммануилидис.
После вступления в силу Лиссабонского договора в декабре прошлого года ведущие лица ЕС все чаще выступают с заявлениями о стремлении выступать с единых позиций и играть решающую роль на международной политической арене. Неоднократно звучали заявления о более активном вовлечении в установление стабильности на Южном Кавказе, а также в политическое урегулирование в Кыргызстане в связи со сменой власти и беспорядками в республике.
ЕСВД может послужить развитию культуры европейской внешней политики, объединив людей из различных объединений (Еврокомиссии, государств-членов, Совета по общим делам в Брюсселе), а также объединив людей, не работавших совместно в прошлом, считает эксперт. Будет происходить обмен мнениями и обмен культурами, что в итоге, по мнению Эммануилидиса, может создать реальную культуру европейской внешней политики.
"Европе, безусловно, нужно собственное представительство на внешнеполитической арене, поскольку это позволит нам позиционировать себя так, как этого требует 21 век, - заявила Верховный представитель ЕС Кэтрин Эштон. - Новая служба будет структурно похожа на уже имеющиеся европейские институты. Ей будет поручено единообразно и последовательно проводить политику стран ЕС в отношении внешнего мира; реагировать на новые задачи и вызовы".
Предположительно, новая структура будет иметь около семи тысяч сотрудников и посольства в 136 странах мира. При этом эксперты не исключают, что после реформы небольшие европейские страны упразднят часть собственных дипломатических миссий, передав их полномочия посольствам ЕС.
Без ЕСВД не будет реальной политики Евросоюза, будет лишь произвольная реакция на процессы в мире, считает политический аналитик Центра европейских политических исследований Петр Качински (Piotr Kaczyński). ЕСВД позволит Верховному представителю Евросоюза выступать с новыми решениями и идеями, считает он. Кроме того, потенциально эта служба предотвратит появление внутренних разногласий в ЕС, как это было в вопросе признания Косово.
Однако пока работа новой службы ЕС принесет реальные плоды, пройдет немало времени, сходятся во мнении эксперты.
Вначале придется столкнуться с трудностями, полагает Эммануилидис, поскольку создается абсолютно новая служба, которая не входит в структуру ни Еврокомиссии, ни Евросовета, и это создаст много проблем, так как будет не ясно, кто какими полномочиями обладает.
Новая европейская служба будет на треть состоять из представителей Еврокомиссии, на треть - из представителей государств-членов и на треть - из представителей Евросовета.
К примеру, Еврокомиссия имеет большой вес в вопросах политики развития, торговли, и она будет отстаивать сохранение за собой этой роли, считает Эммануилидис. Будет много смешанных вопросов, связанных со сферами торговли и безопасности. Таким образом, будет необходимо координировать полномочия, которые не будут четко разграничены, и это сложная задача, полагает он.
Эксперты ожидают оживленных дебатов по поводу создания ЕСВД, но в итоге все же будет достигнут компромисс и проект вступит в силу.