В Парижском Доме Металлурга с 23 апреля по 12 мая идет показ моноспектакля по пьесе Стефано Массини «Не поддающаяся перевоспитанию» об Анне Политковской. Поставленный год назад режиссером Мишель Гигоном, он не только не утратил своей актуальности, но и стал темой дебатов, которые ведет актриса Мирей Перье, исполняющая роль Политковской.
Каждый вечер после спектакля открывает дебаты с участием французских и зарубежных журналистов и правозащитников. Действо, которое проходит под патронажем парижской мэрии, Правозащитной организации Amnesty International и Британского совета приняло характер правозащитного фестиваля, на который прибыли журналисты из Англии, России.
Первым участником дебатов стал политэмигрант, бригадный генерал чеченской войны Ахмед Закаев. Напомню, что Генеральная Прокуратура России объявила в международный розыск чеченского политического и военного деятеля Ахмеда Закаева, более того, по решению кадия шариатского суда, так называемого Эмирата Кавказа, ему вынесен смертный приговор.
Предлагаем вниманию наших радиослушателей заключительную часть интервью с Ахмедом Закаевым. В беседе участвовала Галина Аккерман.
Роза Мальсагова: Было ли ошибкой начало войны?
Ахмед Закаев: Если бы у меня был выбор заново пройти через все это, уже зная, как это все будет развиваться и завершиться, я благодарю Всевышнего, что я оказался на правильной стороне. Я сделал этот же выбор, не смотря на то, что произошло с нами, со мной, в частности. Я даже не могу быть похоронен у себя на земле, не говоря уже о том, чтобы вернуться туда. При сохранении сегодняшней системы я не могу как другие вайнахи, я не имею даже этой возможности. Но, не смотря на все это, в самое ответственное время для наших народов, Всевышний дал мне возможность сделать правильный выбор.
- Учитывая потери, которые понес народ, Вы продолжаете оставаться сторонником независимости?
- Я продолжаю оставаться на позициях тех демократических и общечеловеческих ценностей, которых придерживается весь мир, цивилизованная часть этого мира. Нас предали, но это не значит, что мы должны стать предателями. Не мы стояли у истоков начала этих процессов, не мы были инициаторами этих процессов. Идея свободы, равенства, демократии – это не изобретения ни Джохара Дудаева или Аушева. Это то, что мы получили по наследству. И даже эту войну, которая началась в 1994 году и русские, и мы получили по наследству.
- Есть ли национальная идея, способная объединить Кавказ в единое целое?
- Отказывая народам Северного Кавказа в их универсальном праве быть свободными и иметь свою государственность, нам навязали форму и метод, который был использован еще после распада Российской Империи. Нам сначала создали Горскую Республику, а как только были решены очень многие важные вопросы, её упразднили и создали регионы. И создание Эмирата Кавказа, а затем Северо-Кавказского Федерального округа – это все звенья одной цепи.
Не от нас зависел выбор, нам его навязывают и с нами это проводят с периодичностью 50 лет. Противостояние будет продолжаться до тех пор, пока не будет принята сформулированная, четкая позиция, относительно северо-кавказских народов. На сегодняшний день сформировавшаяся, состоявшаяся нация – ингуши. То, что сегодня происходит в Ингушетии – это запланированная акция, где идет целенаправленная зачистка. На очереди после Чечни стоит Ингушетия. Чего хотят кавказские народы? Мира! - абсолютно четкая позиция, которая была сформулирована в 1992 году, подписав федеративный договор с Россией. После распада СССР, впервые в многовековой истории противостояния России и народов Северного Кавказа было создано на добровольной основе, совершенно новое государственное образование – это была Российская Федерация.
Народы Северного Кавказа были совершенно уверены в том, что они раз и навсегда определились в своем будущем – и в политическом, и в экономическом отношении. Но с приходом к власти Владимира Путина этот договор, подписанный народами, денонсирован. Первая позиция, которая была отражена в Конституции народов Северного Кавказа – это право избирать своего лидера, право на вероисповедание и право на развитие национальной культуры – три основных, базирующих момента, которых народы Северного Кавказа сегодня лишены.
Читайте первую часть интервью с Ахмедом Закаевым