Россия и Украина после майских праздников планируют начать переговоры об объединении "Газпрома" и украинской национальной нефтегазовой компании ("Нафтогаз"), сообщили представители российского концерна. По мнению экспертов, в этом предложении премьера Владимира Путина больше политики, чем экономики.
30 апреля глава правительства России Владимир Путин подписал постановление о снижении до нуля экспортной пошлины на газ, поставляемый украинским потребителям. Это решение, принятое в обмен на продление сроков базирования в Крыму Черноморского флота, как уже подсчитано, будет стоить российскому бюджету только в 2010 году как минимум 3 миллиарда долларов. Впрочем, как оказалось, 30-процентная скидка на газ для Киева – это, возможно, лишь этап новых отношений двух стран в энергетической сфере. Тогда же, 30 апреля, на встрече со своим украинским коллегой Николаем Азаровым Владимир Путин заявил, что, на его взгляд, было бы целесообразно объединить российский "Газпром" и "Нафтогаз Украины" в единую компанию: "Я сделал еще одно предложение, над которым можно подумать. Мы говорили об интеграции в атомной сфере, мы готовы то же самое сделать в газовой. Предлагаю объединить "Газпром" и НАК Украины".
Это предложение российского премьера оказалось неожиданным для украинской стороны, но, по словам Николая Азарова, такие экспромты она также готова рассматривать. Среди же украинской оппозиции реакция на возможную сделку оказалась вполне предсказуемой. Комментируя предложение Владимира Путина объединить "Газпром" и "Нафтогаз", экс-премьер Юлия Тимошенко, лидер одноименного блока, заявила, что согласие украинских властей будет означать полное поглощение Россией Украины.
Раскритиковал инициативу российского премьера и лидер партии "Наша Украина", бывший глава государства Виктор Ющенко. По его мнению, "такой имперский проект приведет к созданию "Газпрома" образца времен "холодной войны" и перечеркнет все успешные наработки Украины за последние восемнадцать лет по ее интеграции в европейское энергетическое пространство".
Опасения лидеров украинской оппозиции разделяют и эксперты. Говорит директор энергетических программ киевского центра "Номос" Михаил Гончар:
– Ничего хорошего для украинской экономики это точно не означает. По сути, украинская экономика со временем лишится самого крупного субъекта хозяйствования, плательщика налогов. Если называть вещи своими именами, то надо говорить не об объединении или интеграции – это надо называть поглощением. Идея, собственно говоря, не нова. Со времен распада Советского Союза и "Газпром", и российская сторона в целом не раз выдвигали идеи относительно воссоздания технологического и интеграционного единства бывшей энерготранзитной инфраструктуры бывшего Советского Союза. "Газпром" в определенной степени уже с этой идеей распрощался в практическом плане, но тут смена власти в Украине привела к неожиданному повороту событий. Несмотря на заверения, что выиграют все, на самом деле выигрыш будет за сильнейшим, а сильнейший в этой инициативе – "Газпром", – заключает Гончар.
Между тем, как подчеркивают в администрации президента Виктора Януковича, из двух вариантов объединения "Газпрома" и "Нафтогаза" – продажи украинской газотранспортной системы или общего управления ею – официальный Киев рассматривает лишь второй вариант. И речь может идти только о создании газового консорциума с привлечением как российских, так и западных компаний.
Российские эксперты пока вообще не берутся прогнозировать, в какой форме может быть реализовано предложение Владимира Путина. Если речь пойдет об объединении активов двух компаний, то "Газпром" – из-за разницы в размерах – по сути просто поглотит "Нафтогаз Украины", а главный акционер "Нафтогаза" – государство – получит в российском концерне лишь считанные проценты. Такую точку зрения разделяет партнер и аналитик компании RusEnergy Михаил Крутихин:
– Они могут получить примерно от двух с половиной до трех, я думаю, процентов акций "Газпрома" – это в самом лучшем случае. С другой стороны, для России, кроме весьма сомнительного политического интереса, я думаю, здесь больше "раздувания щёк". Брать на свой "кошт" не очень эффективную и в общем-то убыточную отрасль соседнего государства – не думаю, что это мудрое коммерческое решение. Здесь есть два варианта развития событий.
Вариант первый: Россия все-таки приобретет украинскую нефтегазовую отрасль, вложив в ее модернизацию какие-то деньги, и продолжит строительство газотранспортных путей в обход Украины, что безумно с точки зрения расходов. Там не миллиарды долларов, а десятки миллиардов долларов. Я думаю, что это просто приведет либо к отказу кредиторов давать деньги на подобные фокусы, либо к банкротству "Газпрома".
Во втором варианте Россия откажется от строительства "Южного потока" и фактически подведет тех, с кем она уже назаключала различные соглашения, от Болгарии и Турции до Австрии, сосредоточившись на украинском маршруте. Здесь я вижу попытку усидеть между двух стульев. Только что наш премьер в Австрии заверял европейских партнеров, что Украина – ненадежный транзитный путь, предлагая строить "Южный поток". А через несколько дней он объявляет, что "Газпром" покупает все мощности на Украине и будет, вероятно, гнать газ через Украину.
Больше газа в России, чем сейчас, практически не будет – по крайней мере, в тех районах, которые должны поставлять его в газотранспортную сеть. Таким образом, речь просто идет об имеющихся и будущих газотранспортных мощностях. А будут строиться излишние или нет, это пока большой вопрос, – подытоживает Крутихин.
Тем не менее, как утверждают в "Газпроме", переговоры о дальнейших отношениях концерна с "Нафтогазом Украины" начнутся уже после майских праздников. По словам пресс-секретаря российского премьера Дмитрия Пескова, на них речь пойдет действительно о слиянии газовых монополий двух стран.