Атакованный пиратами в Аденском заливе российский танкер "Московский университет" захвачен. Большой противолодочный корабль "Маршал Шапошников", который спешит ему на помощь, прибудет к месту инцидента только через 10-12 часов. В связи с захватом сомалийскими пиратами российского танкера начальник Генштаба Вооруженных сил РФ Николай Макаров решил сократить свой визит в Брюссель, где принимает участие в заседании Совета Россия-НАТО на уровне начальников генеральных штабов, сообщает "Интерфакс".
Следственный комитет при прокуратуре по факту захвата в районе Аденского залива танкера "Московский университет" с российским экипажем на борту возбудил уголовное дело о пиратстве.
"Главным следственным управлением СКП возбуждено уголовное дело по статье УК РФ "Пиратство, совершенное с применением насилия и оружия организованной группой", – сообщил официальный представитель СКП Владимир Маркин.
О том, как развивались события, в интервью Радио Свобода сообщила Серафима Шукшина, пресс-секретарь компании "Новошип", которой принадлежит танкер.
- 5 мая в 8 утра по московскому времени при следовании из Красного моря в Китай в 350 милях от берега к востоку от Аденского залива танкер "Московский университет" стал объектом нападения пиратов. По сообщению капитана танкера, два маломерных судна с вооруженными людьми на борту предприняли попытку приблизиться к судну и открыли огонь из автоматического оружия. Экипаж действовал в соответствии с инструкциями компании. Были проинформированы соответствующие власти, фрахтователи судна, а также коалиционные военно-морские силы в регионе. Установлена прямая связь с российским военным кораблем "Маршал Шапошников", который следует по направлению к танкеру "Московский университет". В 8 часов 50 минут по московскому времени связь с судном прервалась. По последнему сообщению, полученному от капитана, все члены экипажа здоровы. Танкер видимых повреждений не имеет, груз не пострадал.
- Откуда шел танкер, куда он направлялся, какую ценность представляет груз?
- Груз - 86 тысяч тонн сырой нефти. Экипаж состоит из 23 человек, все - граждане Российской Федерации. Танкер шел под либерийским флагом.
- Кто капитан судна?
- О капитане пока ничего не могу сказать, у меня нет такой информации.
- Компании "Новошип" прежде приходилось сталкиваться с пиратством в Аденском заливе?
- Да, у нас было две атаки в 2009 году, которые нам удалось успешно отразить.
- То есть эти атаки были отбиты, выкуп не выплачивался?
- Да, атаки были отбиты.
- Какие меры предпринимает компания, отправляя суда в такой неспокойный район мирового океана?
- В компании действует инструкция по безопасности, она регламентирует действия, которые моряки могут предпринять, когда возникает угроза нападения пиратов.
- Есть ли вооруженная охрана на борту?
- Наши суда проходят опасные регионы в составе конвоев. Оружия на борту наших судов нет.
- Не секрет, что подобные танкеры имеют на борту большие суммы денег. В этом случае капитан тоже располагал большими наличными суммами?
- Вы не правы, обычно больших сумм наличности на борту нет.
- Вы рассчитываете на помощь исключительно российских военно-морских сил или представители международной коалиции тоже участвуют в операции?
- Наше судно сразу же, как только появилась угроза нападения пиратов, связалось с коалиционными военно-морскими силами в этом регионе. Но сейчас к судну следует ближайший по расстоянию к нему корабль - это корабль российского военного флота "Маршал Шапошников".
- Известно ли сейчас местонахождение судна?
- Сейчас связи с судном нет.
- Когда вы говорите "связи нет", вы имеете в виду радиосвязь?
- Мы не можем получить от них ни электронную почту, ни поговорить с ними по телефону.
* * *
События в Аденском заливе прокомментировал МИД России. Об этом сообщает "Интерфакс", цитируя представителя министерства.
"Мы можем подтвердить, что на борту танкера находились 23 гражданина России. В настоящее время нам не известно, в каком они состоянии, это пока выясняется", - сказал замдиректора департамента информации и печати Игорь Лякин-Фролов.
По его словам, в настоящее время с целью прояснения ситуации "задействованы ресурсы спецслужб, даны соответствующие указания российским загранучреждениям в регионе". Отвечая на вопрос о том, может ли Россия обратиться за содействием к ЕС и НАТО с целью освобождения судна, Лякин-Фролов сказал: "Пока говорить об этом рано. Главное - освободить людей. Но любые возможности, включая взаимодействие с ЕС и НАТО, если оно нам будет предложено, исключать нельзя".
Военный эксперт Дмитрий Литовкин в интервью Радио Свобода выразил сомнение в том, что противолодочный корабль "Маршал Шапошников" решится на силовой захват танкера:
- Говорить о том, что боевой корабль "Маршал Шапошников" может оказать какую-то существенную помощь, весьма самонадеянно. Расстреливать танкер из имеющихся на "Шапошникове" орудий никто не будет. А высаживать на его борт подразделения морской пехоты тоже опасно, потому что у пиратов есть заложники.
Захваченный танкер "Московский университет" принадлежит компании ОАО "Новошип" (группа компаний "Совкомфлот"). Судно построено в 1999 году по заказу Новороссийского морского пароходства и предназначено для перевозки сырой нефти.
"Маршал Шапошников", который спешит на помощь танкеру, это большой противолодочный корабль. Он принадлежит Тихоокеанскому флоту ВМФ России. Корабль спущен на воду в 1985 году. 25 февраля 2010 года отряд, состоящий из "Маршала Шапошникова", морского спасательного буксира и танкера "Печенга", отправился из Владивостока в Аденский залив для борьбы с пиратами. СМИ сообщают, что на борту БПК два вертолета морской палубной авиации. Кроме того, на корабле и двух вспомогательных судах находятся подразделения морской пехоты.
В СМИ появилась информация о том, что захваченный пиратами танкер "Московский университет", принадлежащий ОАО "Новороссийское морское пароходство", заходил в российский порт последний раз в феврале 2010 года. Об этом сообщил "Интерфакс" со ссылкой на источник в администрации Новороссийского порта: "По данным базы судов, в которой отслеживаются их перемещения в рамках международных меморандумов, которые ратифицированы Россией, этот танкер заходил в российский порт в феврале - это был порт Восточный (Дальний Восток ). Следовало судно в Корею. В Новороссийский порт "Московский университет" последний раз заходил в 2007 году".
По словам источника, танкер зафрахтован у иностранной компании и возит иностранную нефть, а "Новошип" выступает только собственником судна. В пресс-службах крупнейших российских нефтяных компаний Агентству нефтяной информации (АНИ) заявили, что в последнее время не фрахтовали это судно в собственных целях. Представитель пресс-службы порта "Козьмино" (конечная точка нефтепроводной системы Восточная Сибирь -Тихий океан) сообщил АНИ, что танкер "Московский университет" уже давно не был у них под загрузкой, примерно 1-2 месяца.
Танкер "Московский университет" был первым судном, загруженным нефтью в рамках запуска нефтепроводной системы Восточная Сибирь -Тихий океан 28 декабря 2009 года. Тогда загрузку танкера осуществляла НК "Роснефть".