В интервью Reuters глава белорусского государства возмутился стоимостью шенгенских виз для граждан Беларуси, сообщил, что не хочет ехать на московский саммит глав СНГ (но все же поедет), и пообещал не кусаться.
Лукашенко требует от Германии моральной компенсации
По словам руководителя Беларуси, несмотря на «хорошие подвижки» и «неплохие результаты», отношения с Западом остаются «процессом несбывшихся надежд» для обеих сторон.
-- Мы ждали от Запада большего, - заявил Лукашенко (цитируется по агентству БЕЛТА). - Мы каждого третьего потеряли во время войны. И я полагаю, что как Великобритания, Франция, США - наши союзники в этой войне, так и Германия должны быть благодарны белорусскому народу. И если Германия повинна в том, что произошло в истории, и она должна знать об этом и компенсировать Беларуси - я не говорю о финансовой компенсации, а хотя бы в уважении и взаимоотношениях компенсировать все то, что произошло, - так и страны коалиции должны не забывать о том, что белорусский народ слишком много положил на алтарь победы, нашей общей победы.
Поэтому белорусы - героический, гордый народ. И понукать их никому не будет позволено. Это не потому, что я, знаете, такой "отвязанный" политик и уж такой героический политик. Нет, я не имею права проводить иной политики, потому что меня избрал этот героический народ, и я буду придерживаться этой линии, чего бы мне это ни стоило. И проводить какую-то абсурдную политику, непонятную не только для нашего общества, но и для вашего, тоже, наверное, не стоило бы
«Почему к нам такое отношение?»
Также глава Беларуси назвал «Восточное партнерство» хорошей инициативой.
-- Я думаю, что Евросоюзу действительно на границах, важных границах на востоке, абсолютно не надо нестабильное государство, не нужны непредсказуемые режимы, - сказал Лукашенко. - Разве было бы плохо, если бы мы в рамках "Восточного партнерства" смогли и Украину, и Беларусь, и другие страны, которые в этом участвуют, подтянуть до уровня западноевропейских государств? Это было бы нормально: больший рынок, развитие отношений, выгодная транзитная политика. Уже сколько мы говорим об этом "Восточном партнерстве" - но ведь ничего не происходит!
Ну что же, это дело больше Евросоюза, мы подождем. Но это еще несформировавшееся образование - "Восточное партнерство" - уже сегодня нам заявляет: "Вот будет некая парламентская организация ЕВРОНЕСТ. И вот все государства, которые входят в "Восточное партнерство", будут представлены парламентариями, а Беларусь должна быть представлена не только избранным народом парламентом, но еще и некими самозванцами.
Почему к нам такое отношение? Что, у наших государств - партнеров по "Восточному партнерству" не такие проблемы, как в Беларуси? Да еще побольше проблем. Почему вы к нам подходите так, а к ним иначе?
«Если я и приеду к вам, то кусаться не стану»
По мнению Александра Лукашенко, на Западе некоторые политики «увлеклись несвойственными им делами и просто не видят, что происходит в Беларуси, или не хотят видеть, пользуясь информацией из одних рук».
- Мы хотели бы полной ясности и внятности, -- заявил интервьюируемый. - Если для вас такая Беларусь неприемлема, если вы не хотите сотрудничать с нами, вы нам скажите.
Вот если бы мы завтра сделали политическую систему как в Украине, то вы бы нам просто аплодировали и, наверное, хвалили бы на всех перекрестках. А мы этого не хотим, потому что мы увидели, что происходило в Украине и до сих пор происходит. Вы хотите нас пустить по этому пути. Вы знаете, это более чем странно, я вообще не понимаю: зачем вам это нужно? Зачем вам нестабильный центр Европы?
Если вы таких шагов хотите, чтобы мы через избирательное законодательство все здесь сломали, то этого не будет никогда. И поверьте, не только при мне не будет. Какой бы здесь ни был президент, если, конечно, он будет пробелорусский, если он будет радеть за свою страну, свой народ, он никогда не пойдет на то, что требует Запад.
Диалог должен идти полноценно по линии дипломатических каналов, а не по принципу "вот, Лукашенко пригласим, не пригласим, давайте пригласим, но посоветуем, чтобы не ехал". Да не поеду я к вам, не бойтесь. А если и приеду, то кусаться не стану.
Вместо кредитов Беларусь будет просить у МВФ рекомендации
Впрочем, не обошлось и без позитива.
- С нами охотно сотрудничают международные финансовые структуры, потому что знают: если мы что-то пообещали - обязательно это выполним, - отметил Александр Лукашенко. - Мы неплохо поработали в эти кризисные времена с Международным валютным фондом.
Знаете, всегда были критики нашей системы, нашей политики, и у нас долгое время не складывались отношения с МВФ. И мы очень благодарны Международному валютному фонду и другим финансовым международным институтам за их поддержку в это непростое время для нашей экономики.
Беда нас толкнула к тому, что мы начали искать взаимопонимание с этими организациями. И они нас поддержали. Мы это будем помнить всегда, мы люди с памятью. Пусть это небольшой был кредит, чуть больше 3 миллиардов, но мы это будем помнить всегда.
МВФ и Всемирный банк сделали заявление, что Беларусь прошла период рецессии и сегодня экономика на подъеме. Мы за это время 5-6% по ВВП добавили. На конец года будет около 11%.
Мы с честью и достоинством прошли период сотрудничества с МВФ. Все условия, которые были поставлены перед нами, и те обязательства, которые мы взяли, мы выполнили. Поэтому мы сотрудничали и будем с ними сотрудничать. Сейчас это сотрудничество переведено в рамки консультативных услуг, рекомендаций. Разумные рекомендации (там очень крепкие рыночники-экономисты). Нас это устраивает: мы многому у них научились и продолжаем учиться.
«Вам не нравится Лукашенко»
Однако затем последовала очередная порция критики.
- Если брать все сотрудничество в целом, то я бы не сказал, что сделано все, на что мы рассчитывали, и что Запад пошел нам навстречу, - заявил Лукашенко. - Всякие санкции должны быть сняты. Это, во-первых. Во-вторых, визы для наших граждан должны быть такими, как для наших соседей. Вы же богатые, чего вы нам заламываете цену в 60 евро?
Что касается экономики - зона свободной торговли, система обобщенных преференций. Почему вы нас оттуда исключили? Это что, вам в ущерб?
Вы должны были допустить нас на равных условиях без дискриминации на свои рынки, мы же вас не дискриминируем в Беларуси. Вы этого не сделали. И все нам выдвигаете какие-то условия...
Я еще раз подчеркиваю: я знаю, к чему сводятся эти условия: вам не нравится Лукашенко. Придется потерпеть - выбор сделает белорусский народ.
«Если бы я отказался от участия в выборах, то народ бы меня не понял. Это какая-то трусость...»
Терпеть придется еще долго: Александр Лукашенко намерен баллотироваться на четвертый срок. При этом он полагает, что президентские выборы должны состояться в начале 2011 года.
- Что касается моего участия… Я решения этого не принимал. И честно вам скажу, что я не сижу и не взвешиваю за и против, я просто об этом не думаю, - сказал глава Беларуси. - Но прямо вам скажу, что сейчас таких факторов, которые бы заставили меня отказаться от участия в этих выборах, нет.
Нет таких факторов, которые бы, знаете, всему народу давали сигнал, что Лукашенко не должен участвовать в этих выборах. Наверное, наоборот, если бы я отказался, то народ бы меня не понял. Это какая-то трусость... Ну, иди на выборы: проиграешь - проиграешь, выиграешь - выиграешь. Поэтому я спокойно к этому отношусь.
Александр Лукашенко также отметил, что не думал над тем, в каком возрасте уйдет с президентского поста.
- Дело же не в возрасте. А дело в состоянии человека и в возможности, в способности обеспечить тот или иной процесс и выполнить те обязательства, которые ты на себя берешь. А народ, все это видя, сопоставляет и голосует за или против.
Что касается моего возраста, то я вам должен сказать, что я слишком рано стал президентом, поэтому вам уже в какой-то степени, наверное, надоел. А в моем возрасте только-только становятся зрелыми политиками, только-только становятся президентами. Раньше - опасно.
На вопрос журналиста, есть ли у Александра Лукашенко планы, уйдя с президентского поста, оставить эту должность своим сыновьям, он ответил: "У меня таких планов, поверьте, нет. Чтобы мой сын стал президентом? Я как-то говорил, что мои дети "наелись" моего президентства, что вряд ли они захотят быть президентами после меня.
«У нас цены не низкие, и заработная плата не высокая»
По словам Александра Лукашенко, Минск готов сделать «ровно столько шагов, насколько к этому готов Запад».
- Знаете, я не могу даже вам сказать о тех шагах, очень чувствительных для нас, которые я сделал. И Запад меня «кинул», - добавил глава Беларуси. - И это нам дорого стоило. И я понял, еще раз подчеркиваю, что на Западе просто огромное количество безответственных политиков. Они забывают то, что говорили вчера. Непоследовательны. Вот, понимаете, у них хорошо сегодня, вроде из кризиса выходим, и ладно: потом, мол, посмотрим, как сложится...
Поэтому не надо от нас требовать каких-то шагов. Мы делаем очень много шагов - сотни, может быть, тысячи за год. Но шагов, которые устраивают нас и наш народ. В области сельского хозяйства, промышленности, социальной политики.
У нас хватает проблем. И ценообразование - у нас цены не низкие, и заработная плата еще не высокая, пенсионное обеспечение. Нам много шагов надо делать. И мы их делаем. Но Запад почему-то хочет каких-то других шагов - "отдай бесплатно предприятие", так называемая приватизация, "рентабельное, высокодоходное предприятие - отдай". Это, кстати, не только Запада касается.
«Инвестор может прийти на любое предприятие»
Тем не менее, к приватизации белорусские власти все же готовы.
- Вы знаете, у нас акционированы все предприятия в прошлом году, - сказал Лукашенко. - Поэтому мы не исключаем, что инвестор может прийти на любое предприятие. На любое, абсолютно, я даже не хочу их называть, вплоть до трубопроводной системы - это и нефть, и газ (мы с "Газпромом", кстати, "Белтрансгаз", 50 на 50 приватизировали).
С тем, кто предложит хорошую цену, мы с большим удовольствием будем вести диалог. Поэтому у нас нет исключения по каким-либо предприятиям, даже по военно-промышленному комплексу.
Мы готовы к переговорам с любыми инвесторами: будь то западные, будь то восточные. Главное, чтобы не были обижены наши люди. И чтобы в результате продажи какого-то пакета акций, это предприятие не стало работать хуже.
Никакого шарлатанства и коррупционной приватизации в Беларуси не было и не будет. Поэтому, видимо, и этот фактор раздражает наших западных партнеров - они нас упрекают "в медленных темпах реформирования экономики", и, конкретизируя, "приватизации государственной собственности".
Я четко отвечаю им на это: там, где мы не справляется, и то, что государству сегодня неважно, хотя это спорный вопрос, но тем не менее, мы можем продавать в первую очередь, а там, где мы справляемся, там, где предприятия эффективно работают, дают хорошую прибыль, мы не торопимся их продавать.
Отвечая на вопрос о перспективах приватизации Белорусской калийной компании, Александр Лукашенко сказал: "Не исключаю. Если будет хорошая цена за акции, мы посмотрим: сколько процентов акций продать. Но контрольный пакет пока останется у Беларуси".
«Ну и что это за организация?»
Впрочем, в ходе интервью досталось не только Западу.
- Беларусь всегда была страной, выступавшей за интеграцию на постсоветском пространстве, - заявил Лукашенко. - И когда дезинтеграционные процессы происходят, они нас не просто волнуют, а мы очень переживаем по этому поводу.
Я очень четко представляю, что из себя представляет СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ. Ну, что это за организация, если в ее рамках происходит нечто подобное кыргызским событиям.
Представьте, что в НАТО в какой-то стране произошло бы такое событие? Вы что, хотите сказать, что это бы осталось без внимания организации? Нет. Мгновенно бы отреагировали, в течение нескольких часов. У нас уже прошло полмесяца, по-моему, - тишина… Ну и что это за организация?
Но, я еще раз подчеркиваю: из ее состава выйти просто, этого никто и не заметит, а вот остаться там и сделать все, чтобы это была настоящая организация, гораздо сложнее. Поэтому мы не собираемся стучать дверью. Мы будем работать на то, чтобы эти организации соответствовали заявленному статусу. Для того чтобы это были реальные, полномасштабные организации, которые бы реагировали на любые события в странах-членах. Но сильный удар по этим организациям нанесен.
«Президент Кыргызстана и сегодня президент»
Разумеется, не обошлось и без обсуждения вопроса о будущем экс-президента Киргизии Курманбека Бакиева, который сейчас находится в Беларуси.
- Ко мне официально никто не обращался (по поводу экстрадиции – Прим.ред.), -- заявил Лукашенко. - И сразу хочу заявить, что эти обращения будут бесполезны, потому что они знают, какой будет ответ от Лукашенко.
Президент Кыргызстана находится под защитой белорусского государства и президента. Президент Кыргызстана и сегодня президент. Его никто не лишил полномочий. Даже если бы он захотел уйти в отставку, то по Конституции ее некому принимать - парламент ведь тоже разогнали.
Поэтому он сегодня единственный легитимный человек. И ведь он не рвется в Кыргызстан, чтобы вернуться и опять стать президентом, хотя это было бы понятно. Он прямо заявляет, переживая за свою страну и народ, что он готов оказать помощь в выходе из юридического тупика всей страны и так называемого временного правительства.
Не дай бог там (в Кыргызстане – Прим.ред.) появится Бакиев, ситуация будет развиваться - она и сейчас, по моим данным, малоконтролируемая со стороны временного правительства, - но для этого так называемого временного правительства она будет развиваться в нежелательном направлении. Спрашивается: зачем вам требовать от меня выдачи Президента Кыргызстана? Это риторический вопрос.
Лукашенко напомнил, что лишь 9 месяцев тому назад киргизы избрали своего президента.
- Там наблюдали все пристально: и Запад, и Америка, и СНГ. И все в один голос признали эти выборы. Признали Бакиева законным президентом. Что случилось через 9 месяцев? Кому он стал неугоден?, - возмутился глава Беларуси. - И с этой точки зрения, что меня упрекать, тем более России? Это что у них, первый раз произошло? Когда этого же президента за руки привели к власти, правда, тогда без стрельбы, где оказался предыдущий президент Кыргызстана, Аскар Акаев, где? В России. Они спокойно трудоустроили его.
Я трудоустроил, грубо говоря, этого, принял президента. Что здесь не так? Или России можно, а нам нельзя?
А теперь давайте из чисто человеческих соображений. Ведь Курманбек Салиевич не являлся моим другом. Он мой коллега. У меня нет никаких общих интересов с Курманбеком Салиевичем. Абсолютно. Это чисто человеческая моя позиция. Он сегодня в Беларуси.
Я выполняю свои обещания по-мужски, по-человечески, да и по-государственному. Народ белорусский меня за это не осудит. А с кыргызским народом и той властью, которая будет принята кыргызским народом, поверьте, мы выстроим отношения. Потому что мы для Кыргызстана немало сделали: и производство там совместное организовывали, и у нас еще впереди большой проект. Мы готовы им гуманитарную помощь оказать - она готова, если это надо будет кыргызскому народу.
«Меня настораживают заявления российских политиков»
При этом Лукашенко уверен, что кыргызский сценарий в Беларуси невозможен.
- Вы прекрасно знаете, что Беларусь это не Кыргызстан, - заявил он. - И любой, кто попытается в Беларуси поступить подобным образом, будет всегда, взвешивая, думать: насколько это будет вредно для него самого. Это поступить себе во вред.
Беларусь - центр Европы, цивилизованного мира. Поэтому здесь в силу других в том числе факторов это невозможно.
«Россия и Запад создают страшный прецедент»
- У меня нет данных, стояла ли Россия за событиями в Киргизии, - продолжил тему Лукашенко (цитируется по Reuters). Но заявления российских политиков настораживают... Россия и Запад создают страшный прецедент, когда поддерживают незаконное правительство на крови пришедшее к власти.
«Для России Лукашенко плох только тем, что он не сидит под Кремлем, не кланяется и не просит подачки»
Россиянам также в вину бы поставлен «кособокий прагматизм». Лукашенко заявил, что в результате Москва может потерять Беларусь.
- Введение пошлин на нефть и нефтепродукты для одного члена таможенного союза, Беларуси, и невведение для другого члена, Казахстана - это, как минимум, коррупцией попахивает, - заявил он.
При этом Лукашенко однако сказал, что пока не планирует выходить из Таможенного союза.
- Вряд ли у этого объединения есть перспективы, если мы будем отходить от наших договоренностей и нарушать фундаментальные принципы, - заявил глава Беларуси. - Но я думаю, у нас все впереди. Мы только начали формировать союз... Но выходить, еще не войдя, вряд ли это будет правильно.
Спор Лукашенко с Россией поставил под вопрос его участие в неформальном саммите глав стран СНГ, который пройдет в Москве 8 мая. Во вторник Лукашенко сказал, что несмотря на разногласия с Россией и занятость внутри страны накануне Дня Победы, он все-таки примет участие во встрече.
- Наверное, придется ехать. Я не хочу туда ехать, но придется. Это демонстрация нашего единства, дань уважения нашей истории, - заявил глава Беларуси.
Однако даже с учетом всего вышеизложенного Лукашенко не ждет вмешательства в предстоящие в Беларуси президентские выборы со стороны России.
- Может быть, в России кто-то и хотел бы, чтобы здесь был другой президент, - заявил глава Беларуси. - Но для России Лукашенко плох только тем, что он не сидит под Кремлем, не кланяется и не просит подачки. Все остальное здесь пророссийское... Хотя я для них не очень удобен, я не думаю, что они будут кого-то искать здесь.