Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Турция и Россия собирают «ось аутсайдеров»

© коллаж ИноСМИТурция и Россия собирают «ось аутсайдеров»
Турция и Россия собирают «ось аутсайдеров»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Разочарованные бюрократическим диктатом Евросоюза и сытые по горло произвольным, как им кажется, вмешательством США в то, что творится на их среднеазиатских и курдских задворках, такие лидеры, как российский премьер-министр Владимир Путин и его турецкий коллега Реджеп Эрдоган, завязывают все более тесные связи. Былые соперники становятся партнерами.

На прошлой неделе разгорелся один из самых запоминающихся парламентских скандалов за последнее время. Члены украинской Верховной рады дрались и швырялись яйцами и дымовыми шашками. Спикер скрывался за зонтиком.

Причиной переполоха стал предложенный законодателям на утверждение договор, снижавший на ближайшие 10 лет цену, которую Украина платит за российский газ, в обмен на продление на 25 лет для Москвы прав на аренду крымского порта Севастополь, в котором размещается Черноморский флот России.

На определенном уровне случившееся было лишь очередным эпизодом в вековой борьбе между русскоязычными востоком и югом Украины с одной стороны и ее западными и центральными областями с другой. Юг и восток склоняются к Москве, их противники считают себя частью Запада. Новое соглашение, заключенное меньше чем через три месяца после трудных президентских выборов, на которых с небольшим отрывом победил пророссийский кандидат Виктор Янукович, знаменует собой конец заигрываний Украины с НАТО и ее возвращение в орбиту России.

Что еще важнее, оно свидетельствует о серьезном изменении ситуации на Ближнем Востоке и в Центральной Евразии и о возвращении на передний план недавних аутсайдеров - России, Украины, Турции. Разочарованные бюрократическим диктатом Евросоюза и сытые по горло произвольным, как им кажется, вмешательством США в то, что творится на их среднеазиатских и курдских задворках, такие лидеры, как российский премьер-министр Владимир Путин и его турецкий коллега Реджеп Эрдоган, завязывают все более тесные связи. Былые соперники становятся партнерами.

Пока ЕС придерживается явной политики невмешательства, а США пытаются добиться прогресса в Афганистане или в израильско-палестинском мирном процессе, российско-турецкое сотрудничество заполняет пустоту, возникающую на Кавказе и в стратегическом коридоре, который соединяет Персидский залив с Афганистаном и Средней Азией. По ходу дела Москва и Анкара меняют геополитический расклад на Ближнем востоке и в Евразии.

Многие в США и Евросоюзе игнорируют это сближение, считая его всего лишь отчаянными попытками двух недовольных всем на свете бывших империй найти для себя роль в меняющемся мире. Однако на деле Турция и Россия без всякого сомнения строят «ось аутсайдеров», бросающую вызов как гегемонии США, так и самодовольному равнодушию Евросоюза к обстановке на его периферии.

В основании новой оси лежат взаимные геополитические и экономические интересы. С геополитической точки зрения в интересы как Москвы, так и Анкары входит стабилизация Кавказа и прочих общих окрестностей. Именно поэтому обе они играют роль посредников в затяжном конфликте Армении и Азербайджана из-за Нагорного Карабаха.


Более того, Турция – давний член НАТО – после разгоревшейся в 2008 году между Грузией и Россией войны создала Платформу стабильности и безопасности на Кавказе. Эта платформа, адресованная всем странам региона, включая Армению и Иран, и гарантирующая России особый статус, была разработана Турцией независимо от ее традиционных западных союзников. Стоит отметить, что этот факт отражает неоосманское беспокойство о судьбах Кавказа и подчеркивает имперскую по сути идею о том, что конфликт великих держав угрожает коллективной безопасности региона в целом.

Эта же идея применима и на Ближнем Востоке, на котором Анкара с Москвой демонстрируют глубокое недоверие к Израилю, поддерживая связи с движением ХАМАС и другими палестинскими организациями. Хотя ни одно мирное соглашение в этом регионе невозможно без посредничества США, активное участие Турции и России может помочь подготовить почву для новых переговоров.

Таким образом, взаимные интересы Турции и России не сводятся к туризму и торговле дешевыми потребительскими товарами. Помимо всего прочего, обе страны вовлечены также в геополитику энергетической безопасности.

В прошлом казалось, что они выступают на разных сторонах. Турция участвовала в проекте трубопровода Nabucco, по которому газ из Туркмении должен будет идти в Европу через Каспийское море, в обход России. Кремль же, в свою очередь, боролся за проект трубопровода «Южный поток», который должен пройти из России в Болгарию по дну Черного моря – то есть в обход Турции. 

Несмотря на долгие споры о ценах и объемах поставок, оба проекта сейчас серьезно подорваны недостатком инвестиций и отсутствием политической поддержки со стороны США и Европейского Союза. В результате Москва и Анкара в настоящий момент поговаривают о втором газопроводе «Голубой поток». Первый такой трубопровод был запущен в 2003 году и сейчас в год транспортирует 10 миллиардов кубометров газа. Есть и альтернативный вариант: Анкара может принять предложение Москвы и присоединиться к проекту «Южный поток». Трубопровод тогда пройдет через исключительную прибрежную экономическую зону Турции на Черном море. И в том, и в другом случае Турецкая Республика превращается в ключевой европейский узел энергетического транзита, с возможностью поставлять газ в Израиль, а также получить доступ к обширным иранским запасам энергоносителей.

Более того, у России и Турции есть общие интересы в Иране и Афганистане. По мере того, как будет нарастать напряженность по поводу иранских ядерных амбиций и будет ухудшаться обстановка в Афганистане, от «оси аутсайдеров» следует ждать новых совместных инициатив. 

Несмотря на «эффект Обамы», США и НАТО по-прежнему сильно дискредитированы на Ближнем Востоке и в Афганистане, и это открывает большие возможности для других игроков. Евросоюз устал от интеграции и расширения, к тому же у него отсутствует последовательное видение отношений с соседями, что дополнительно обостряет обиду и разочарование стран, находящихся на периферии Европы.

Вместо того, чтобы просто бороться с господством США или стремиться к бессмысленному «стратегическому партнерству» с Евросоюзом, Россия и региональные державы – такие как Турция и Украина – выстраивают друг с другом тесные связи и вмешиваются в процессы, происходящие в их общих сферах влияния. Такие вопросы, как будущий вывод американских войск из Ирака и Афганистана или введение новой волны санкций против Ирана, не смогут в дальнейшем решаться без их поддержки и участия.

По итогам мирового экономического кризиса геополитический и геоэкономический центр смещается из развитых стран Запада на развивающиеся рынки – в регион Персидского залива, Восточную Азию и южное полушарие. Частью этого смещения является ряд подвижек на большом Ближнем Востоке и в Центральной Евразии, который предвещает возвращение бывших аутсайдеров на авансцену мировой политики.

Адриан Пабст читает лекции по политологии в Кентском университете (Великобритания).