7 мая, на 40-й день взрывов в вагонах метро "Лубянка" и "Парк Культуры", следователи докладывают о значительных успехах в расследовании терактов. Следователям СКП России совместно с ФСБ и милицией удалось установить не только личности террористок-смертниц, подорвавшихся в вагонах метро "Лубянка" и "Парк культуры", но и тех, кто сопровождал их до места преступления.
Портреты этих людей составлены. Принимаются все необходимые меры к их обнаружению и задержанию, заявляет официальный представитель Следственного комитета при Прокуратуре России Владимир Маркин. Ранее сообщалось, что смертницы приехали в Москву из Дагестана. По данным федерального оперативного штаба Национального антитеррористического комитета, взрыв на "Парке культуры" совершила Джанет Абдурахманова, 1992 года рождения, проживавшая в Хасавюртовском районе Дагестана. Теракт на "Лубянке" совершила Мариам Шарипова, 1982 года рождения, уроженка села Балахани Унцукульского района Дагестана, жена Магомедали Вагабова, которого в правоохранительных органах называют главарем банды, действующей на территории Дагестана.
Известно, что, по крайней мере, один из причастных к взрывам в метро боевиков, Ахмед Рабаданов, был уничтожен в конце апреля в Хасавюртовском районе Дагестана. Подозреваемый в организации терактов в метро входил в группу Вагабова. Оперативники опознали его по записям камер наблюдения, установленных в метро, и по фотороботу. Информационные агентства, ссылаясь на источники в спецслужбах, сообщили, что этот человек сопровождал двух террористов-смертниц в Москву.
То обстоятельство, что люди, объявленные организаторами или соучастниками совершения терактов, все чаще оказываются убитыми в результате спецопераций, во всяком случае, об этом заявляют представители власти, у руководителя дагестанского отделения общества "Мемориал", главного редактора газеты "Свободная республика" Заура Газиева вызывает вопросы:
– Меня несколько настораживает та поспешность, с которой раскрыты теракты, настораживает то, что люди, которые называются участниками или организаторами, или пособниками этих терактов, убиты все до одного. Мы не слышим, что они могут сказать по поводу этих терактов. Почему нельзя было поймать этих людей, заставить их говорить, чтобы не были совершены другие теракты другими людьми?
По подозрению в причастности к терактам в федеральный розыск объявлен Анвар Шарипов, брат смертницы, взорвавшей себя на станции метро "Лубянка". Журналисты приводят версию, по которой Шарипов сопровождал террористку до метро. Однако сам Шарипов успел дать интервью "Новой газете", в котором отрицает свою причастность к происшедшему. Он утверждает, что о взрывах узнал только из выпусков новостей, и даже представить не мог, что одной из смертниц стала его сестра. Обозревателя газеты "Время новостей", специализирующегося на освещении событий на Северном Кавказе, Ивана Сухова не удивляет то, что Шарипов, заявляющий о своей непричастности к терактам, скрывается от следствия:
– Что касается Анвара Шарипова, то его страх понятен. Огромное количество людей на Кавказе находятся в лесу именно по той причине, что они боятся выйти, боятся того, как с ними будут "работать" оперативники после того, как они явятся с повинной. Очень много людей не по убеждениям там находятся, а именно из страха попасть в руки милиции.
Ответственность за теракты в московском метро взял на себя боевик Доку Умаров. В Интернете размещена видеозапись, где террорист утверждает, что теракты были ответом на резню, устроенную русскими оккупантами. В результате взрывов 29 марта на станциях метро "Лубянка" и "Парк культуры" погибли 40 человек, 160 признаны пострадавшими.