Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Распадская" унесла уже 43 жизни

© ТК Квант / Перейти в фотобанкПоследствия взрыва на шахте "Распадская" в Кемеровской области
Последствия взрыва на шахте Распадская в Кемеровской области
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Кемеровской области в результате двух взрывов на шахте "Распадская" с 8 на 9 мая погибли 43 человека, 39 из которых уже опознаны. Под землей остаются еще 47 горняков, их судьба до сих пор остается неизвестной.

В Кемеровской области в результате двух взрывов на шахте "Распадская" с 8 на 9 мая погибли 43 человека, 39 из которых уже опознаны. Под землей остаются еще 47 горняков, их судьба до сих пор остается неизвестной.

Премьер-министр России Владимир Путин на встрече с родственниками погибших горняков в Новокузнецке во вторник заявил, что, если при первом взрыве на шахте "Распадская" еще рассматривалась версия "человеческого фактора", то второй это полностью исключает, отметив, при этом, что второй взрыв был "самый тяжелый".

Между тем, еще вечером 10 мая министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу в ходе видеоконференции с президентом России Дмитрием Медведевым сообщил, что спасательная операция на шахте "Распадская" продолжается, однако шансов найти живых людей все меньше. По мнению главы МЧС одной из причин вызрыва на шахте мог стать внезапный выборос метана: "Есть предварительная версия, что взорвался газ и угольная пыль". Ранее в тот же день глава МЧС говорил, что у спасателей остается только 48 часов для того, чтобы спасти тех, кто остается в двух самых опасных частях шахты. В ликвидации последствий аварии участвуют более 677 человек и 96 единиц техники.

По факту взрыва возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности" при горных работах. В Междуреченске накануне власти отменили праздничный салют в честь Дня победы и все развлекательные мероприятия.

Спасательная операция была временно прервана 9 мая вечером из-за угрозы третьего взрыва, но позже была восстановлена система электроснабжения и вентиляции. При этом отмечается, что в связи с сильной загазованностью систему вентиляции приходиться включать с особой осторожностью, чтобы не допустить возможного взрыва. Четыре отделения горноспасателей сейчас находятся в забое, они с риском для жизни в ночь с 9-го на 10-мая спустились туда, рассчитывая найти выживших. Об этом сообщил родственникам шахтеров и журналистам командир Новокузнецкого горноспасательного отряда Александр Апальков:

– Горноспасатели работают в шахте с особой осторожностью, сначала идет одно отделение, другое следует за ним, третье стоит для того, чтобы страховать идущих впереди. На поверхности шахты находится резервное отделение, которое уже подключается к работе, в случае, если спасатели обнаруживают кого-либо в шахте.

Спасатели идут по главной горизонтальной выработке протяженностью три с половиной километра, расчетное время выполнения задания три с половиной часа. Пройдена уже большая часть пути. Судя по пробам воздуха, в шахте наметилась положительная динамика, содержание газов не растет, завалов, которые мешали бы пройти, тоже нет, пройти мешает только горючий газ, – отметил Апальков.

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев сообщил, что активные поисково-спасательные работы сейчас ведутся в северной и южной частях шахты "Распадская". Спасатели отсекли самую опасную часть и проникают примерно в 30 стволов шахты. На месте происшествия работают следователи и криминалисты. По факту взрыва возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности при горных работах". Причина ЧП, по мнению следственного управления, взрывы метана. Специалисты Ростехнаддзора оценивают последствия взрывов на шахте "Распадская", как катастрофические.

В Кемеровской области очень часто происходят аварии, существуют прецеденты, что людей доставали из-под земли живыми и более-менее относительно целыми даже спустя семь суток после окончания спасательных работ. Угрозы новых взрывов, конечно, существуют, потому что концентрация метана в забое достаточно велика. Но система вентиляции уже приведена в порядок, сейчас проверяется степень загазованности в забое и планируется в ближайшее время включить ее на полную мощность.

Примерно каждый час родственникам погибших, пострадавших, которые находятся на шахте, директор шахты "Распадская" сообщает о результатах поисков и о течении спасательных работ. При этом с родственниками ведут работу психологи, которые прилетели из Красноярска, Хакасии, естественно, из самой Кемеровской области.

Член правления Института современного развития, экономист Евгений Гонтмахер отмечает, что в целом угольная промышленность России после реформы в конце 1990-х годов, как это ни парадоксально, находится в неплохом экономическом положении:

– Она практически вся приватизирована и конъюнктура спроса на уголь все 2000-е годы до кризиса была достаточно неплохой и сейчас остается на неплохом уровне. Надо сказать, что в этом смысле угольная промышленность является одной из самых, пожалуй, продвинутых в Российской Федерации. Но специфика состоит в том, что пока очень плохо с соблюдением условий труда.

Причем здесь есть вина и работодателей, которые далеко не всегда соблюдают все установленные правила, в частности, по контролю за содержанием метана, и, вообще, по технике безопасности. Ну и работники наши небезупречны. К сожалению, многие аварии последних лет связаны с тем, что, допустим, шахтеры курили внизу, на большой глубине, хотя это категорически запрещено, потому что метан, который там содержится, может в любой момент взорваться. Поэтому здесь, я бы сказал так, нашей угольной промышленности сильно не хватает именно настоящего менеджмента, с точки зрения сохранения человеческого ресурса. Аварий довольно много: на один миллион добытого угля приходится одна человеческая жизнь. С этим, конечно, что-то надо дальше делать. Мне кажется, здесь основная проблема.

Шахтерская работа, конечно, опасна во всем мире. Самой опасной считается в Китае, там на один миллион тонн добытого угля гибнет в несколько раз больше шахтеров. Если следить за информационными сообщениями, мы видим, что там регулярно происходят очень крупные аварии, когда гибнут десятки человек. Ситуация в Южноафриканской республике тоже не очень хорошая. Россия в этом смысле находится, конечно, не в самом худшем положении, но, к сожалению, пока не в лучшем, – заключает Гонтмахер.

С ним согласен аналитик по горнорудной отрасли инвестиционной компании "Брокеркредитсервис" Олег Петропавловский:

– На самом деле за последние 10 лет российская угольная промышленность очень сильно модернизировалась. Шахта "Распадская" самое крупнейшее предприятие отрасли, она разрабатывается уже несколько десятков лет. Там установлено самое современное оборудование, причем достаточно новое. Потому что шахта модернизировалась именно последние пять лет в очень сильном темпе и собственники вкладывали очень большие деньги в ее модернизацию. Поэтому по поводу состояния оборудования у меня, например, нет сомнений, что оно было на должном уровне. Но нельзя исключать природный фактор, то есть взрыв метана мог произойти не из-за нарушений техники безопасности, а просто из-за разработки какой-то технологически сложно лавы.

 Если говорить про отрасль в целом, то, конечно, пока что еще остаются сложные предприятия, например, на юге России, в Ростовской области, где условия труда пока не самые лучшие. Но если говорить про Кузбасс и про шахту "Распадскую", в частности, то можно с уверенностью говорить, что там условия труда одни из самых лучших. У шахты "Распадская" самая высокая средняя зарплата по отрасли.

Но, к сожалению, аварии все равно будут происходить, даже если владельцы шахт будут вкладывать деньги в технологии, в безопасность. Нельзя исключить, во-первых, человеческий фактор. То есть действительно кто-то мог допустить какую-то ошибку. И нельзя исключить просто природу. То же самое, например, случилось на Саяно-Шушенской ГЭС, этого предотвратить не мог никто, – подытоживает Петропавловский.

В Москве премьер Владимир Путин создал правительственную комиссию по ликвидации последствий аварии. Комиссию возглавил первый вице-премьер Виктор Зубков. Путин подписал распоряжение об оказании помощи семьям погибших в результате аварии на шахте "Распадская" в Кемеровской области. Семьи погибших получат по миллиону рублей за каждого погибшего, получившие тяжкий вред здоровью или вред средней тяжести – 400 тысяч рублей, получившие легкие ранения – 200 тысяч рублей. Выплаты будут единовременными.

На сайте МЧС открыта "горячая линия", по которой можно узнать судьбу пострадавших на шахте "Распадская".

Телефоны горячей линии:

Главное управление МЧС России по Кемеровской области: 8-3842-36-17-63
На шахте "Распадская": 8-38475-4-61-72