"Публикации газеты "Ени Мусават" о том, что я являюсь одним из кандидатов на пост посла США в Азербайджане, несерьезны. Мне было смешно прочесть об этом". Об этом в интервью "Туран" заявил Дэвид Крамер, бывший помощник госсекретаря США по вопросам прав человека, комментируя публикацию азербайджанской газеты.
В настоящее время Крамер является ведущим сотрудником Германского Фонда Маршалла в Вашингтоне.
В чем причина ухудшения азербайджано-американских отношений, и, в частности, чего хочет Баку от Вашингтона? Отвечая на этот вопрос, Крамер сказал, что причин ухудшения двусторонних отношений несколько.
"Прежде всего это почти годовое отсутствие посла США в Баку после отъезда Энн Дерс; неприглашение Азербайджана в Вашингтон на ядерный саммит; еще раньше фокусирование США на разрешении армяно-турецких отношений и исключение Азербайджана из этого процесса; ухудшение состояния прав человека в Азербайджане.
Баку хочет большего уважения к себе со стороны Вашингтона, в то же время Вашингтон хочет усилить свои контакты с Азербайджаном в сфере энергетики и безопасности. Однако похоже, что Азербайджан сейчас оказался в конце списка американских приоритетов, и это плохо для двусторонних отношений", - сказал Крамер.
Как можно оценить заявления властей Азербайджана об успешных экономических и политических реформах и больших достижениях страны? На этот вопрос Крамер ответил так: "Я сожалею, что правительство Азербайджана не предпринимает активных шагов с целью улучшения ситуации с правами человека и либерализации политической ситуации в целом. Экономическое развитие без политической либерализации не решит проблем страны".
Почему страны Запада не вводят санкции против коррумпированных госчиновников Азербайджана и тех, кто подавляет права собственных граждан? Почему это можно в отношении официальных лиц Беларуси и Узбекистана и нельзя в отношении Азербайджана? На этот вопрос Крамер сказал, что США должны больше говорить и делать в связи с проблемой прав человека в Азербайджане.
"Главное в том, чтобы было какое-то улучшение ситуации, а не просто критика ради критики. Власти в Баку должны понять, что потенциал двусторонних отношений не достигнет максимума без улучшения политической ситуации в Азербайджане.
Что касается возможного принятия санкций или других мер наказания, то необходимо длительное и серьезное изучение ситуации с правами человека", - сказал Крамер.
Господин Крамер прав в том, что начало процесса нормализации армяно-турецких отношений запустило механизм крайнего обострения американо-азербайджанских отношений. Проблема заключается в том, что официальный Баку сразу выступил против даже присутствия данного вопроса в международной повестке дня. И как следствие, официальный Баку отказался участвовать даже в инициированном лично президентом Бараком Обамой в апреле минувшего года трехстороннем турецко-американо-азербайджанском диалоге по этому вопросу.
И пошло-поехало. Посол Энн Дерс якобы в связи с новым назначением была отозвана из Баку. Почти год президент Б.Обама никак не подберет кандидатуру нового посла в Азербайджане. Потом Азербайджан не был приглашен на антиядерный саммит в Вашингтоне. Причем министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу открытым текстом заявил, что приглашение для Азербайджана не удалось "выбить", несмотря на все дипломатические усилия официальной Анкары.
Создается впечатление, что США, будучи заинтересованными в сохранении и развитии отношений с Азербайджаном, прежде всего в сферах энергетики и безопасности, решили "заморозить" взаимоотношения на высшем уровне. Безусловно, это раздражает официальный Баку. Тем более, что на антиядерный саммит в Вашингтоне были приглашены и Армения, и Грузия.
В принципе то, что мы наблюдаем в американо-азербайджанских отношениях, является повторением российско-украинского противостояния, но только в более "корректном и не публичном" варианте, по крайней мере, со стороны официального Вашингтона. Официальные американские лица, в отличие от азербайджанских, не выступают с публичными обвинениями в адрес официального Баку. Но от этого суть проблемы не меняется.
Во-первых, не хотелось бы думать, что США пытаются "наказать" Азербайджан в российской манере. Подобная форма "налаживания диалога" с партнерами явно не к лицу США.
Во-вторых, необходимо учитывать, что в странах с неустоявшимися институтами государственного управления, каковым является и Азербайджан, субъективные факторы имеют огромное влияние на принятие важных решений, в том числе во внешнеполитической сфере. То есть в пылу "праведного гнева" мы можем наломать таких дров, что для исправления ситуации Вашингтону придется потратить уж очень много сил и ресурсов.
В-третьих, подобная политика приводит к тому, что США начинают терять в общественной поддержке. Ведь Вашингтон, будучи стратегическим партнером Азербайджана и посредником в урегулировании нагорно-карабахской проблемы, должен продемонстрировать равноудаленность от сторон конфликта. А официальный Баку посредством подконтрольных СМИ, особенно электронных, убеждает, причем достаточно успешно, общественность в том, что обострение межгосударственных отношений связано с проармянской позицией правительства США...