Визиты президента России в Сирию и Турцию вписываются в нынешнее стремление России отойти подальше от пропасти самоизоляции, куда она чуть не угодила года два назад. Москва начинает использовать свое влияние на Сирию, чтобы побудить ее к компромиссам в отношениях с Израилем.
Сирия всегда рассматривалась как традиционный союзник Советского Союза, а затем и «встающей с колен» России на Ближнем Востоке. Во всяком случае, считалось, что Дамаск пользуется более или менее явной поддержкой Москвы в подходах к урегулированию ближневосточного конфликта, включая свои тесные отношения с палестинской группировкой ХАМАС, которую Запад, в отличие от России, считает террористической. Именно в этой области визит Медведева в Сирию высветил две, на первый взгляд, второстепенные детали, которые свидетельствуют о том, что Москва начинает использовать свое влияние на Сирию, чтобы побудить ее к компромиссам в отношениях с Израилем.
Находясь в Дамаске, Дмитрий Медведев, выразил, в частности, пожелание, чтобы лидеры группировки ХАМАС как можно скорее пришли к соглашению с руководством Организации освобождения Палестины, отсутствие которого тормозит и без того трудный диалог палестинцев с Израилем. Кроме того, он посоветовал руководству ХАМАС отпустить на свободу израильского капрала Гилада Шалита, который уже почти четыре года томится в заложниках у этой организации. Совершенно очевидно, что эти рекомендации были адресованы также и сирийскому руководству, от которого во многом зависит поведение ХАМАС.
В этом контексте осторожно выраженное согласие России когда-нибудь построить в Сирии атомную электростанцию вряд ли должно вызывать тревогу Запада, поскольку оно сопровождалось призывом Медведева к «денуклеаризации Ближнего Востока». Разумеется, это пожелание носит утопический характер, но оно явно выглядит как косвенное предупреждение Ирану. При этом некоторые российские эксперты прямо говорят: «Лучше пусть Россия построит в Сирии АЭС под строгим контролем МАГАТЭ, нежели иранцы построят там нелегальные ядерные объекты».
Что же касается визита Дмитрия Медведева в Турцию, то в его программу тоже входит вопрос о строительстве АЭС, но он является второстепенным по сравнению с вопросом о маршруте будущего газопровода «Южный поток», который должен пройти по турецкой территории. Следует отметить, что наблюдающееся в последнее время стремительное сближение России с Украиной укрепляет позиции России в переговорах с Турцией по этому вопросу, поскольку в случае возникновения разногласий по «Южному потоку» Москва может направить газопровод через украинские территориальные воды.
При этом интересно, что сопровождающий Медведева российский министр энергетики Сергей Шматко заявил в Анкаре, что Россия не имеет ничего против одновременного участия Турции в конкурирующем с «Южным потоком» проекте «Набукко». В отличие от прежних язвительных замечаний Владимира Путина в адрес проекта «Набукко», это заявление можно рассматривать как лояльный жест по отношению к Европе. Тем более, что в России существуют сторонники объединения маршрутов «Южного потока» и «Набукко».
Впрочем, вопросы экономического сотрудничества между Россией и Турцией не заслонили проблематику Закавказского региона, где продолжают тлеть неурегулированные конфликты. Здесь Россия находится в столь же щекотливом положении, что и Турция. У каждой из этих стран есть спорные прецеденты урегулирования проблем сепаратизма – у Турции это Северный Кипр, а у России Абхазия и Южная Осетия. Однако и Анкара, и Москва явно не готовы применить те же принципы в вопросе о статусе Нагорного Карабаха. А это, в свою очередь, может не только надолго затянуть решение карабахской проблемы, но и стать источником трений между Турцией и Россией в этом регионе.
С другой стороны, активное обсуждение в ходе визита Медведева в Анкару вопроса о скорой отмене визового режима между двумя странами косвенно вписывается в активизировавшийся процесс по упразднению виз между Россией и странами Евросоюза.