Главная проблема Киргизии в том, что это фактически несостоявшийся государственный проект.
Киргизская элита, способная сформулировать общенациональную повестку дня, практически отсутствует и представляет из себя сбор большого количества отдельных групп и кланов, каждый из которых тянет одеяло на себя.
Разгул митинговой псевдодемократии, разгул передела собственности, причем, так сказать в контексте клановых интересов, он фактически ведет к разрушению государства, государственного проекта и может быть даже к потере киргизами собственной государственности.
Киргизия стала жертвой возрождающейся архаичности. Фактически мы после распада Советского союза увидели такую мощную и почти тотальную демодернизацию общества. Причем происходило это сознательно. Фактически возродились не то что советские, а еще дороссийские полуфеодальные механизмы решения политических процессов, которые входили в конфликт с этой витринной чисто надстроечной шапкой демократических процедур. Выборы, парламент, президент – все это не имело так сказать реального отношения к ткани киргизского общества. Эти институты навязаны сверху.
Бакиев – отыгранная фигура. Он неспособен из Белоруссии управлять ситуацией в Киргизии и его возврат в эту страну представляется практически нереальным. Временное правительство, пришедшее к власти, на самом деле ненамного лучше Бакиева и это надо понимать. Внутренне эти люди крайне разобщены. Уже сейчас конфликт внутри Временного правительства очень острый и за сферы политического влияния, и за передел собственности. Потому что сейчас люди пытаются действовать по лозунгу «грабь награбленное», люди из бакиевского клана прессуются по полной программе, что называется, у них отбирают все, что можно отобрать, да и не только у них, а у всех, кто растерялся в этой ситуации.
Перераспределение ресурсов идет еще в контексте предстоящих 10 октября выборов. Потому что к этим выборам надо подойти, имея какие-то деньги. Надо или разворовывать внешнюю помощь или «дербанить» то, что так сказать, еще не «раздербанили» внутри собственной страны. Это там и происходит.
Обсуждается новый проект конституции, соответственно которому Киргизия станет парламентской республикой, а парламент в условиях Киргизии – это совершенно вещь непрозрачная, неуправляемая, с размытыми, так сказать, полномочиями и ответственностью, в котором те же партии будут созданы по тому же кланово-территориальному признаку наличия источников финансирования. Будут заниматься только тем, что выгрызать свои собственные интересы.
Поэтому будущее Киргизии, на мой взгляд, туманно и не радужно.