Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пять секунд и они могли бы выжить

© REUTERS/Srdjan ZivulovicСамолет президента польши Леха Качиньского
Самолет президента польши Леха Качиньского
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Расшифрован польский "черный ящик" ТУ-154М. Все системы самолета были исправны. Заходя на посадку, президентский самолет летел на 40 метров слишком близко к земле. Для того, чтобы попытка спасти пассажиров удалась, пилотам не хватило пяти секунд.

Расшифрован польский "черный ящик" ТУ-154М. Все системы самолета были исправны. Заходя на посадку, президентский самолет летел на 40 метров слишком близко к земле. Для того, чтобы попытка спасти пассажиров удалась, пилотам не хватило пяти секунд.

8:41:02,5 по польскому времени: именно в этот момент от машины отвалилась хвостовая часть самолета, а именно, вертикальный стабилизатор с двигателями. Через полторы секунды летевший со скоростью около 290 км/час и развернутый на 180 градусов ТУ-154М ударился крышей о землю. Переднюю часть самолета, кабину пилотов, салон президента и салоны VIP-ов разорвало силой удара. Вторая часть машины была раздавлена под грузом т.н. центроплана. Системы ТУ-154М перестали работать в 8:41:04. Это время катастрофы.

Государственная комиссия по расследованию авиакатастроф государственной авиации установила эти данные уже две недели назад.

Самолет не взорвался, так как когда он ударился о землю, температура топлива была ниже нуля, а, кроме того, двигатели отвалились раньше. Как удалось выяснить нашему изданию, именно так "черный ящик" зафиксировал последние секунды полета президентского самолета. 

Когда командир экипажа капитан Аркадиуш Протасюк (Arkadiusz Protasiuk) понял, что он находится слишком близко к земле, он попытался резко поднять машину.

Свидетели, которых опросила российская прокуратура, утверждали, что когда самолет пролетал над дорогой, они слышали рев двигателей. Тогда они работали на 60% своей мощности, а для того, чтобы они набрали максимальную мощность, ТУ-154М требуется около 10 секунд. Когда самолет пролетал над дорогой, ему было нужно чуть менее пяти секунд, то есть 400 метров, чтобы выйти из посадочного режима и вновь взмыть в воздух. 

Если бы этот маневр удался, самолет сел бы на брюхо и, возможно, части пассажиров удалось бы выжить. Однако машина ударилась о дерево, оторвалась одна треть левого крыла, после чего спасения уже не было. ТУ-154М начал вращаться вокруг своей оси, срезанное крыло стало врываться в землю. Первым ее зацепил хвост летевшего в перевернутом положении самолета.  

Считанные с польского регистратора ATM-QAR ("черный ящик" – название условное) данные не дают ответа на самый важный вопрос: почему вообще пилоты приняли решение сажать самолет в слепую, в тумане? Это выясняет польская военная прокуратура. В настоящий момент она выдвигает две основные версии. Первая связана с неверной организацией транспорта с запасных аэродромов, о которой писала наша газета.  В план полета были внесены два белорусских аэропорта: в Минске и Витебске, однако Бюро охраны правительства (BOR) не провело там соответствующей подготовки, объясняя это отсутствием информации от 36-го специального полка транспортной авиации. Прокуроры также проверят, не несет ли ответственности в этом отношении министерство иностранных дел, поскольку именно дипломатические службы должны были принимать участие в организации транспортных колонн для пассажиров ТУ-154М.

Прокуратура также занимается выяснением того, какую роль в произошедшем играл директор дипломатического протокола МИД Мариуш Казана (Mariusz Kazana), который, как выяснила "Gazeta Wyborcza", находился в кабине пилотов. Не исключается версия, что он мог объяснять пилотам, что с других аэродромов, кроме Северного под Смоленском, в Катынь добраться будет невозможно.

Вторая и основная версия следствия предполагает ошибку персонала российского аэродрома. Одним из параметров, которыми при посадке руководствовались пилоты, были показания барометрического высотомера. При заходе самолета на посадку персонал аэродрома должен сообщить величину атмосферного давления на земле, и только после введения этих данных экипаж выставляет в барометрическом высотомере верные показания высоты. 

Прокуратура также не исключает, что диспетчеры Северного могли дать пилотам неверные данные по отдаленности и высоте самолета по отношению к аэродрому. Государственная комиссия по расследованию авиакатастроф государственной авиации придерживается мнения, что пилоты летели под правильным углом по отношению к аэродрому и им бы удалось совершить посадку, если бы они летели на большей высоте. Как все было на самом деле, мы узнаем только после того, как будут обнародованы записи регистратора разговоров экипажа и звуков из кабины, но они находятся в России.