Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Олигархономика Украины. Российская газовая подушка

© РИА Новости / Перейти в фотобанкГазоперерабатывающий завод ООО «Оренбурггазпром»
Газоперерабатывающий завод ООО «Оренбурггазпром»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прежде всего нужно отметить четыре вещи. Первая: отношения, формирующиеся сейчас между господствующими режимами в Москве и Киеве, все меньше напоминают модель отношений «сюзерен — вассал». Все больше проявляется модель «хищник — добыча». Причем добыча еще не осознает этого, идентифицируя себя как младшего партнера хищника, с которым сообща, а не конкурируя, будет промышлять на внешних рынках.

Формула неуспеха Украины

Прежде всего нужно отметить четыре вещи. Первая: отношения, формирующиеся сейчас между господствующими режимами в Москве и Киеве, все меньше напоминают модель отношений «сюзерен — вассал». Все больше проявляется модель «хищник — добыча». Причем добыча еще не осознает этого, идентифицируя себя как младшего партнера хищника, с которым сообща, а не конкурируя, будет промышлять на внешних рынках.

Вторая вещь. Украина, как известно, не Россия. Чем российский олигарх отличается от украинского? Российский готов продать все, что есть в России, но не саму Россию. Украинский готов продать все, что есть в Украине, вместе с Украиной. В России коррумпированная власть все же остается властью и не является младшим партнером олигархата. В Украине коррозия власти, вызванная коррупцией, приводит к разрушению государства. Олигархические организованные политические группы (ОПГ) не нуждаются в государстве как источнике и гаранте правил игры в социуме, потому что им нужна игра без правил. Им нужна власть, чтобы обеспечить продолжение развития олигархономики. И это то, чем успешно пользуется Россия, предлагая совместные сделки наподобие «мы вам — дешевый газ, вы нам — «Нафтогаз».

Третья вещь. Если взять характеристику Соскина—Цыганова о типологии олигархических систем, то украинскую олигархию можно отнести к карнавально-паразитарному типу. Базовым процессом подпитки и развития украинской (по происхождению и форме, но не по сути!) олигархии является паразитирование в экономическом организме страны. Поэтому и развитие Украины как государства ни в индустриальном, ни в постиндустриальном значении в завершающемся десятилетии не состоялось. Финансовое набухание ряда олигархических бизнес-конгломератов в «зонах роста», прежде всего в газовом секторе, химпроме, металлургии, состоялось благодаря положительной конъюнктуре внешних рынков и схемам минимизации налогов.

Дешевое сырье и энергоресурсы на входе в производственную цепочку + низкая оплата труда – затраты на энергоэффективность + искусственно-показательная убыточность предприятий + офшор + коррупция = максимальная прибыль себе + минимум налогов государству + взятки чиновникам и депутатам + дешевое пиво с ТВ-шоу, сериалами, футболом и другими зрелищами для «маленьких украинцев». Это формула олигархономики Украины.

Рост в первой половине текущего десятилетия не стал локомотивом экономического развития и модернизации всей страны. Скорее наоборот, потенциал развития Украины направили на «зоны роста» конкретных олигархических «семей» при содействии власти, реализующей политику содействия именно подобному типу развития. Индикатор этого мы можем видеть ежедневно: шикарные авто с крутыми номерами на разбитых дорогах. На авто деньги есть, на дороги — нет. В то время как в соседних странах Центральной Европы, чьи стартовые позиции были не намного лучше украинских, есть и то, и другое. Олигархат не оставил власть без внимания и опеки. Персоны на властном олимпе получили материальное содействие в сохранении их статуса с тем, чтобы у олигархата была постоянная политическая «крыша» над головой. Так в Украине закалилась коррупция, победившая и оранжевую революцию. Произошла девальвация ценностей. По рейтингу индекса восприятия коррупции «Transparency International 2002—2009», Украина с 84-й позиции в 2002 году скатилась на 146-ю в 2009-м. При олигархономике это неизбежно.

И здесь важна четвертая вещь, так сказать, формула успеха олигархата, ставшая формулой неуспеха страны. Ее концентрированная суть — «деньги решают все, если деньги не решают все, значит, большие деньги решают все, если большие деньги не решают все, значит, очень большие деньги решают все, но в конечном итоге — деньги решат все». Согласно этой формуле, неуспех Донецкой ОПГ в 2004 году объясняется очень просто: деньги не решили вопрос власти, потому что нужны были большие деньги. Поэтому в 2010-м, использовав большие деньги, она смогла приобрести власть. А теперь вопрос стоит об очень больших деньгах, которые должны компенсировать потраченные большие деньги, да еще и дать не просто прибыль, а сверхприбыль. А там, где очень большие деньги, срабатывает подход «мы за ценой не постоим». Зачем строить дороги, если можно купить внедорожник последней модели? Зачем строить государство для всех, если можно ограничиться особняком для себя, и все равно, где он будет — в независимой Украине или в одноименном бантустане?

Для лучшего понимания процессов, так стремительно сейчас развивающихся в украинско-российских отношениях, имеет смысл сделать экскурс в недалекую историю. Там содержится модель, взятая правящей ОПГ в качестве образца. Сейчас она трансформируется и расширяется в соответствии с возросшими масштабами политических и бизнес-фигур, которые в 2004 году были в «подтанцовках» и «подпевках» тогдашней власти Л.Кучмы.

Экскурс в историю-1

26 июля 2004 года в Ялте состоялась встреча Л.Кучмы и В.Путина — в то время президентов Украины и РФ. Они пришли к согласию по поводу новой совместной схемы поставок газа в Украину. Через три дня после этой встречи, 29 июля, были подписаны несколько контрактов, определяющих сроки и условия российско-украинского сотрудничества в сфере поставок природного газа и его транзита до 2028 года. СМИ пестрели сообщениями типа: «В соответствии с подписанными документами, создана новая компания «РосУкрЭнерго», которая будет осуществлять закупку туркменского газа для украинского рынка, выступит оператором транзита закупленного газа и инвестором в развитие газотранспортной инфраструктуры, необходимой для обеспечения транзита. Общие объемы поставок будут увеличиваться с 44 млрд. кубометров газа в 2005 г. до 60 млрд. в период с 2007-го по 2028 г.»

Параллели-1

«РосУкрЭнерго», надувая газовый пузырь в Украине, так и не стала инвестором в развитие газотранспортной инфраструктуры. Более того, даже произошел обратный процесс — финансовое ослабление «Нафтогаза» и, как следствие, недофинансирование планов ремонтов и модернизации газотранспортной системы (ГТС) Украины. В конечном итоге, Украина с протянутой рукой пошла в Евросоюз просить деньги на модернизацию ГТС. Это важно с позиции понимания перспектив так называемых 40-миллиардных инвестиций, которые вроде бы могут быть сделаны за счет 30-процентной скидки в цене российского газа для Украины. Эти виртуальные деньги принесут реальную выгоду только в частные карманы, а государству — конкретные долги и сохранение российского военного присутствия. И надувание газового пузыря происходит снова. В дополнении к контракту зафиксирована замена цифры объема поставок 33,75 млрд. кубометров на 36,5 млрд. Масштаб, конечно, несколько иной, чем в РУЭ, но тенденция показательна.

Экскурс в историю-2

В сообщениях СМИ конца июля 2004 года украинско-российская встреча не выглядела рядовой. Анализ событий Ялты-2004 с дальнейшим подписанием пакета газовых договоренностей в офисе «Газпрома» в Москве свидетельствует о том, что произошла не только модернизация схемы непрозрачной газовой торговли — юридически элегантная схема «РосУкрЭнерго» вместо неуклюжей и явно временной конструкции «Юрал Транс Газ». Произошла одновременная коррекция стратегических приоритетов Украины. Опять же из сообщений СМИ: «Из военной доктрины Украины исключены положения о вступлении в НАТО и Европейский Союз как конечные цели политики евроатлантической и европейской интеграции страны. Об этом идет речь в указе президента Украины Леонида Кучмы, подписанном еще 15 июля. Его обнародовали только 26 июля — накануне встречи президентов России и Украины в Ялте».

Параллели-2

По частоте встреч В.Янукович превосходит Л.Кучму, а Азаров с Путиным дают фору президентам. Размах, соответственно, тоже другой — сегодня речь идет не о каком-то там едином газовом балансе, а о поглощении «Газпромом» «Нафтогаза», которое почему-то называют объединением. Газовая капитуляция Украины также налицо — еще со времен премьерства Ю.Тимошенко, когда были подписаны контракты от 19 января 2009 года. Перевести стрелки на бывшего премьера легко, и это делается, чтобы регулярно повторять, что это не мы, а она подписывала такие контракты. Помнится, что Л.Кучма в свое время тоже списывал все проблемы на П.Лазаренко, чтобы пристойно выглядеть после подписания печально известных договоренностей по ЧФ в 1997 году.

Очевидно, что Ялта-2004 ознаменовалась пакетным подходом с российской стороны, рассчитанным на долгосрочный период — до 2028 года. Финансовый потенциал схемы непрозрачного газового бизнеса и разветвленная сеть лоббистско-коррупционных коммуникаций давали возможность российской стороне активно влиять на ветви власти в Украине, манипулируя ими. Харьков-2010 — это Ялта-2004, только масштаб стал другим. Это уже не газовая капитуляция страны, а полномасштабная сдача экономического потенциала «оптом и в розницу» с формированием системы отношений между Украиной и РФ по субординированному принципу времен СССР. Характерный признак, который должен был насторожить лицо, занимающее сегодня должность украинского премьера, — во время первого визита в Москву его поставили в очередь на прием к российскому визави вместе с главами местных регионов. Вряд ли подобная ситуация могла бы иметь место с канцлером Германии или премьером Италии. Донецкой ОПГ сразу указали на ее уровень и место. И она удовлетворилась.

Газовая алхимия-1

Оранжевая революция внесла существенную, но не революционную коррективу в развитие Украины. Показательно, что схема РУЭ выжила. Хотя должна была в соответствии с задекларированными оранжевой властью принципами прозрачности, борьбы с коррупцией прекратить свое существование или, по крайней мере, трансформироваться. 50% акций РУЭ должны были передать НАКу. Но этого не произошло. Схема выжила при Ющенко, продемонстрировав запас прочности. Более того, схема трансформировалась путем экспансии на внутренний рынок, создав СП «Укргаз-Энерго».

После позорного для Украины разрешения газового кризиса в январе 2006 года президент В.Ющенко, выступая на телевидении, заявил, что компания РУЭ была создана «Газпромом». Он признал, что не знает, кто стоит за долей австрийской компании CentraGas в РУЭ: «Может быть, это граждане Украины, но я действительно не знаю, кто они такие. Когда эта компания была создана два года назад, создателями «РосУкрЭнерго» могли быть кто угодно... просто кто угодно». Мнение президента России В.Путина было иным. Отвечая на вопрос испанского журналиста в январе 2006 года, он сказал: «Спросите у Виктора Ющенко. У «Газпрома» 50% и у украинской стороны 50%. Я сказал Виктору Ющенко: «Мы будем только «за», если эти 50% будут принадлежать напрямую «Нафтогазу Украины». Но решение было не за нами. Решение принималось украинской стороной. Кто стоит за долей в 50%, размещенной в Raiffeisen Bank? Мне известно столько же, сколько известно вам. «Газпром» тоже об этом не знает, поверьте мне... Это же они (Украина) предложили, чтобы «РосУкрЭнерго» поставляла газ в Украину вместо «Газпрома». Мы согласились».

Конечно, лукавили оба президента. Только наивный мог поверить В.Путину, что в Кремле не знали, кто владеет второй половиной РУЭ. Ситуация, когда «Газпром» согласился на заключение крупного долгосрочного соглашения, не зная, кто именно является его деловым партнером, выглядит как ненаучная фантастика. Лукавил В.Ющенко, когда говорил о том, что создателями РУЭ мог быть кто угодно. Единственное условие — этот «кто угодно» не мог быть «кем угодно», он должен был быть «своим» и для «Газпрома», и для «Нафтогаза», и для Кремля, и для Л.Кучмы, а затем уже и для В.Ющенко. В принципе, можно прийти к выводу, что президентство В.Ющенко получило траекторию падения в тот момент, когда его земляк-советник обеспечил патрону стратегическую коммуникацию с плеймейкерами РУЭ.

Кстати, именно в 2005 году украинская олигархономика имела наиболее благоприятное соотношение газовых цен. По подсчетам Центра «НОМОС», 26,3% от среднеевропейской экспортной цены (50 долл. за 1000 кубометров при цене экспорта в ЕС в 190 долл.), тогда как российские промышленные потребители платили за газ 19,8% этой цены. То есть разрыв в 6,5% был несущественным, и это была плата за коррекцию стратегических приоритетов Украины периода Л.Кучмы, который должен был продлиться после выборов в 2004 году в случае избрания президентом В.Януковича. Такая несущественная разница обеспечивала конкурентные позиции для украинской продукции, конкурировавшей с российской на рынках третьих стран. В 2006 году, после первого газового кризиса, который явно имел признаки акции мести оранжевой Украине, соотношение выросло до 36%, в то время как для российских промпотребителей оно, наоборот, сократилось до 16,6%. Почти 20-процентный разрыв — это уже более существенный фактор, хотя далеко не критичный.

В 2009 году, после второго газового кризиса и подписания газовых контрактов, соотношение для Украины зашкалило за 100%, тогда как для российских промышленных потребителей не превышало и 22%. Практически это означает, что Россия реализовывала курс на обезвреживание политического и экономического конкурента путем эскалации цен на газ и применения квазиевропейской формулы ценообразования для Украины. Хищник приготовился захватить добычу в виде украинских промышленных активов, находившихся под контролем ненавистной ему оранжевой власти.

История с выживанием РУЭ и крахом оранжевой революции свидетельствует об одном: финансовые ресурсы, циркулирующие вне государственного и общественного контроля, имеют чрезвычайно опасный потенциал, в том числе коррупционного характера. Регистрация компании в кантоне Цуг в Швейцарии означает, что ее деятельность неподконтрольна каким-либо компетентным органам Украины, РФ или ЕС. Средства по решению руководящего органа компании такого типа могут направляться на счета различных физических и юридических лиц с целью решения тех или иных задач, в том числе и политического характера.

Газовая алхимия-2

Век 25-летнего контракта оказался недолог. После падения цен на энергоносители летом 2008 года и нежелания Туркменистана дешево отдавать свой газ транснациональной деловой группировке газовая ОПГ фактически приняла решение о смене власти в Украине. И это произошло. Стратегическая ошибка Ю.Тимошенко состоит в том, что она, пытаясь ликвидировать РУЭ—УГЭ, руководствовалась вовсе не соображениями принципиального характера, связанными с реформой отношений в газовом секторе. Просто она делала все для того, чтобы монопольно «оседлать трубу». И в этом не отличалась ни от Ющенко, ни от Кучмы. Ей это удалось благодаря российскому премьеру, который продолжил свое любимое дело «разведения украинских кроликов».

Сегодня не будет восстановления схемы РУЭ в предыдущем виде, слишком изменилась внешняя среда. Нет дешевого туркменского газа, центральноазиатские лидеры проводят все более независимую от Москвы энергетическую политику. Украина из-за своих недалеких вождей потеряла остатки авторитета в Туркменистане, где представителей украинского газового олигархата считают обычными мошенниками. Но реинкарнация схемы уже происходит. Пока это невидимый латентный процесс. Но его контуры появляются из политического тумана и словоблудия.

Украинская газовая ОПГ сейчас пытается модернизировать транснациональную платформу для своей дальнейшей деятельности. Ее транснациональность и является одним из объяснений феномена успешности функционирования газополитического бизнеса. Если посмотреть на персональный состав руководящих органов ряда компаний, образующих базис ОПГ, то там не только украинские фамилии, но и российские, и европейские. Следовательно, представлены все три компонента газового бизнеса: добыча — транспортировка — продажа.

Сейчас соотношение цены газа, импортируемого «Нафтогазом», и среднеевропейской экспортной цены «Газпрома» приближается к 100%. Предыдущее правительство соотношением более 100%, когда цена газа для Украины была выше европейского экспорта «Газпрома», бессознательно пыталось трансформировать газовый и газохимический сектор олигархономики в более прозрачную и приемлемую форму экономики, которая заботится об энергоэффективности и энергосбережении. Руководствовалось оно, конечно же, далеко не только и не столько принципиальными соображениями. Расчет был простой: высокие цены позволят убрать «чужих» и посадить на их место «своих». Хотя в конце концов эти «чужие» и «свои» — одни и те же лица, кочующие от одного политического лагеря к другому, бросая «крышу», чтобы сохранить непрозрачный бизнес, дающий сверхприбыли через офшор. Произошла бы только замена верхушки пирамиды олигархономики. Но трансформация олигархономики не произошла. Вместо этого олигархономика в очередной раз трансформировала власть.

Хищник — добыча: аппетит vs инстинкт самосохранения

Россия успешно пользовалась и пользуется подобными ситуациями. Бизнес-империи
украинских олигархов ждет то же — поглощение российским олигархатом, который упаковывается Москвой в красивую обертку «объединение». Российский олигархат, в отличие от украинского карнавально-паразитарного, является миссионерско-паразитарным. Его миссия внешней экспансии задана российским газократическим режимом, который взамен компенсирует лояльным олигархам индульгенциями в бизнесе, держа над ними одновременно дамоклов меч прецедента Ходорковского.

Год назад президент РФ Д.Медведев ввел в действие стратегию национальной безопасности России. В ней было четко зафиксировано: «Определяющим фактором в отношениях с Организацией Североатлантического договора останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам…» В этом контексте Россия создает систему стратегического сдерживания: «Стратегическое сдерживание осуществляется с использованием экономических возможностей государства…»

Вот и произошло стратегическое сдерживание — движения Украины в НАТО и дальнейшего расширения альянса на Восток. Именно с использованием экономических возможностей, которые были реализованы из-за аппетита Донецкой ОПГ к деньгам и власти. Олигархономика в Украине получила в качестве платы за услуги свои тридцать «сребреников» — 30% дисконта на газ. Хищник хочет, чтобы будущая добыча немного нагуляла вес, ведь теперь оранжевой власти в Украине нет, а правящая ОПГ все делает таким образом, чтобы украинские промышленные активы оказались в его «объединительных» лапах.

Москве надо направить российский олигархат наружу, чтобы предотвратить рецидивы синдрома Ходорковского. Украина — именно такой случай, когда вместо того, чтобы наводить порядок в собственном доме (хотя бы решить одну из двух исторических проблем России — дороги), можно сосредоточиться на поглощении и переваривании одной паразитарной системой другой, соседней — меньшей, но безмерно жадной, управляемой примитивным инстинктом «жора». Тем более у нее нет миссии, в то время как у российской — есть. Обновленная в прошлом году энергетическая стратегия России провозглашает амбициозные цели: «содействие формированию единого европейско-российско-азиатского энергетического пространства» и как следствие — «российская трубопроводная инфраструктура станет составной частью энергомоста между Европой и Азией, а Россия — ключевым центром по ее управлению». Ни больше ни меньше. Отсюда — объединительные «экспромты» Путина.

Должны были бы сработать инстинкты самосохранения на государственном уровне. Но олигархономика через коррупцию отключила иммунную систему государственного организма — органы государственной власти в сфере национальной безопасности или имеют во главе представителей олигархата, или же бездействуют. В Законе Украины «Об основах национальной безопасности Украины» от 19 июня 2003 года отмечается, что основной реальной и потенциальной угрозой национальной безопасности Украины в экономической сфере, среди прочего, является преобладание в деятельности управленческих структур личных, корпоративных, региональных интересов над общенациональными.

Это именно такой случай. Но ни одна из государственных структур этого не замечает. Власть в стране такова, что готова действовать только в русле младшего партнера олигархата, провайдера его прихотей. Но это не остается незамеченным в обществе. Отсюда происходит радикализация.

Олигархат может жить и в бантустане под названием «Украина». Но при этом надо иметь в виду, что шестиметрового забора с колючей проволокой по периметру может оказаться недостаточно, как и затрат на охрану и безопасность, причем без каких-либо гарантий эффективности таких услуг. Поскольку довольно быстро появится немало тех, кому надоест дешевое пиво и ТВ-шоу и возникнет желание устроить реалити-шоу наподобие греческих с поджогами авто и не только. В олигархических кругах любят повторять, что бизнес — это политика, а политика — это бизнес, и эта парочка максимально цинична. При таком подходе ничто не заставит социум быть гуманным по отношению к олигархату и его марионеточной коррумпированной власти.

Паразит, уничтожающий организм, в котором паразитирует, обречен на гибель вместе с ним. Оранжевая революция была попыткой страны очиститься от паразитов. Не вышло. Или нужна более высокая доза, но может не выдержать организм, или нужен сбалансированный симбиоз. Но при этом не следует добавлять в украинский организм еще и порцию чужих паразитов — к украинским олигархам на шее украинского социума еще и российских. Российская газовая подушка может открыть второе газовое дыхание для олигархономики, но оно будет временным и вряд ли поможет добыче избежать хищника. Также следует помнить, что подушкой можно и задушить.

Расчет правящего режима на 20-миллиардную программу масштабной финансовой поддержки со стороны МВФ становится проблематичным на фоне глобальных проблем европейской экономики, резко проявившихся в начале мая. Резкий крен режима в сторону России стимулирует международные финансовые институты отправить Украину решать свои финансовые проблемы в Москву, хотя Россия в фонде уже хлопотала о кредитовании Киева. Это еще один индикатор, что добычу хотят подкормить не только условно удешевленным газом, но и деньгами.

Существуют ли альтернативы? Да. Одна из них — возврат капиталов из офшоров, налоговая амнистия. Собственно, и предыдущее правительство могло бы обойтись без серьезных заимствований у МВФ, если бы поставило соответствующую задачу. Но этого не сделали. Достаточно вспомнить, как в конце прошлого года Верховная рада в очередной раз отказалась рассматривать вопрос о денонсации соглашения между правительством СССР и правительством Кипра от 29 октября 1982 года(!) об избежании двойного налогообложения. Именно этот советский, даже не украинский, договор и дает возможность зарегистрированным на Кипре компаниям, входящим в олигархические бизнес-империи, уклоняться от налогообложения.

Конечно, не факт, что сейчас может произойти то, что не произошло в декабре 2009-го. Львиная доля денег в офшорах принадлежит олигархическим «семьям», контролируемым правящей ОПГ, и миллиардные трансакции по маршруту Украина—Кипр—Украина в течение последних лет как раз и имели донецкую прописку. Даже по скромным подсчетам, объемы офшорных капиталов украинской олигархономики можно сравнить с суммами, которые правительство хочет позаимствовать у МВФ.

А следовало бы позаимствовать прошлогодний опыт Италии по налоговой амнистии. Правительство вернуло в страну из офшоров и зарубежных банков 95,3 млрд. евро, что составляет почти 6% ВВП страны. Но есть серьезные сомнения, что экономический патриотизм, о котором любят говорить в правящей ОПГ, возобладает над жадностью и загребущестью, на которых базируется олигархономика. Финал карнавально-паразитарной олигархии не будет триумфальным. У нее есть две альтернативы — или быть поглощенной более мощной миссионерски-паразитарной олигархономикой России, или же благодаря инстинкту самосохранения (если он все же сработает) перейти к сбалансированной форме симбиоза с национальной экономикой, в которой она паразитирует. Пока преобладает первый сценарий...

От редакции. Буквально на днях в российском издании «Ньюсвик» была опубликована «Программа эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития Российской Федерации» (см. www.runewsweek.ru/country/34184/ ; http://www.runewsweek.ru;/country/34166/ ). Ее первоначальный вариант сопровождало письмо Сергея Лаврова к президенту Дмитрию Медведеву. На сегодняшний день уже очевидно, что вариант программы российского МИД не только усовершенствуется, но и уже реально выполняется. По крайней мере, в части, касающейся Украины, в которой говорится, что необходимо:

— активно вовлекать Украину в орбиту экономического сотрудничества с Россией, учитывая ее мощный промышленный и научный потенциал, наличие современного ВПК и традиционно тесных кооперационных связей российских и украинских предприятий, обеспечивая непопадание российских предприятий в стратегических отраслях, особенно в передовых отраслях промышленности — авиастроении, транспортной, ракетно-космической, энергетической и других, — в технологическую зависимость от украинских контрагентов;

— добиваться интеграции российского ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и авиастроительных предприятий Украины с целью производства самолетов Ан-148, Ан-140, Ту-334, Ан-124-100, создания и производства авиационных двигателей Аи-222-25, Аи-222-25Ф, семейства двигателей Д-436, Аи-450 для самолетов Як-130, Ту-334, Бе-200 и вертолетов;

— в области космических исследований исходить из приоритетности создания единого навигационного пространства России и Украины на базе системы ГЛОНАСС и других глобальных навигационных спутниковых систем; проведения стыковочных испытаний технологического образца прибора «Степ-Ф» в составе технологического образца космического аппарата «Коронас-Фотон»; изготовления летного образца прибора «Степ-Ф»; реализации проекта «Наземный старт»;

— рассматривать как стратегическую задачу участие России в эксплуатации газотранспортной системы Украины. В этих целях добиваться от украинской стороны выполнения договоренностей о создании Международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины;

— поддерживать усилия российских нефтяных компаний, добивающихся использования нефтепровода Одесса—Броды в реверсном направлении, что ограничит доступ Украины к каспийской нефти;

— расширять взаимодействие с Украиной в области атомной энергетики. В этих целях добиваться заключения долгосрочного контракта на поставку на украинские АЭС ядерного топлива, произведенного в России;

— расширять российское инвестиционное присутствие в Украине и Белоруссии. Добиваться приобретения контрольных пакетов акций крупных украинских предприятий российскими инвесторами;

— добиваться согласия белорусских властей на приобретение российскими нефтяными компаниями контрольных пакетов акций нефтеперерабатывающих предприятий Белоруссии.

Так что у россиян все идет по плану. В том числе и в Украине.