Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бакиев в Беларуси: козырь или камень на шее для официального Минска?

© коллаж ИноСМИГенеральная прокуратура Кыргызстана пришла к выводу, что действия семьи и окружения свергнутого президента Курманбека Бакиева нанесли стране ущерб в 2 миллиарда сомов (более 44 млн. долларов)
Генеральная прокуратура Кыргызстана пришла к выводу, что действия семьи и окружения свергнутого президента Курманбека Бакиева нанесли стране ущерб в 2 миллиарда сомов (более 44 млн. долларов)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Одна из тем выпуска программы «Неделя с Радио Свобода» на «БЕЛСАТЕ» - развитие дела Бакиева. В обсуждении участвуют Юрий Дракохруст и Алексей Знаткевич. Ведущая - Елена Тиханович.

Одна из тем выпуска программы «Неделя с Радио Свобода» на «БЕЛСАТЕ» - развитие дела Бакиева. В обсуждении участвуют Юрий Дракохруст и Алексей Знаткевич. Ведущая -  Елена Тиханович.

Тиханович:

- Дело бывшего президента Кыргызстан Курманбека Бакиева получило на этой неделе дальнейшее развитие: кыргызская тема обсуждалась на саммите ОДКБ, который прошел в Москве 8 мая, в Минск наконец пришел официальный запрос из Бишкека о выдаче Бакиева. Сначала про саммит. Лукашенко во вторник, во время встречи с губернатором Курганской области России объяснял, что другие страны ОДКБ полностью поддержали его позицию по Кыргызстану, в том числе и предоставление убежища Бакиеву. Так ли это на самом деле?

Дракохруст:

- Итоговые решения саммита немного противоречивы. По требованию Лукашенко была вынесена оценка, что в Кыргызстане произошла неконституционная смена власти. Однако это было едва не единственное предложение белорусского правителя, которое нашло отражение в совместном решении. Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа специально прокомментировал слова Лукашенко, он сообщил, что белорусский правитель привез на саммит предложение Бакиева о введении в Кыргызстан миротворческих сил ОДКБ. Однако это предложение, по Бордюже, даже не обсуждалось. «Позиция всех государств - это внутреннее дело Кыргызстана, это фактически внутриполитическая борьба. И решать эту ситуацию они должны сами своими силами, своими действиями, что сегодня и осуществляется временным правительством» - пояснил генсек ОДКБ. Определенная нелогичность в этом есть: решать ситуацию дали возможность людям, которые пришли к власти в результате ее «неконституционной смены». Но тут действовала политическая логика: хотел Лукашенко, чтобы была эта формулировка в решении - пожалуйста. Но что из этого следует? А, по сути, ничего. Ну, разве только то, что в плане международной легитимности к Кыргызстану сейчас применяют политику «пустого стула»: страна ни на саммите ОДКБ, ни на саммите СНГ никем не была представлена - ни временным правительством, ни Бакиевым. Представительство появится, когда пройдут выборы, которые проведет временное правительство. Но планы Лукашенко по реставрации Бакиева остальные страны ОДКБ отвергли.

Тиханович:

- Ранее временное правительство Кыргызстана стремилось не обострять отношений с официальным Минском из-за Бакиева, даже после заявления Лукашенко, сделанное в интервью Reuters, что он не выдаст Бакиева ни при каких обстоятельствах, кыргызские представители высказывались в том смысле, что мол, судьба Бакиева не стоит дружбы кыргызов и белорусов. Но, во-первых, на этой неделе Бишкек все же направил в Минск официальный запрос о выдаче Бакиева как уголовного преступника, а, во-вторых, глава временного правительства Роза Отунбаева высказалась довольно резко в адрес Александра Лукашенко. Она сказала: «Глава Беларуси Александр Лукашенко взял под свою опеку Курманбека Бакиева. Хочу сказать, что подобные действия ухудшают политическую ситуацию в самой Беларуси, где в настоящее время активно просыпается оппозиция. Она жестко выступает против политики Лукашенко. Я думаю, что он сам виноват в сложившейся ситуации». Почему позиция Бишкека стала гораздо более жесткой, чем была ранее?

Знаткевич:

- Надо сказать, что новые кыргызские власти с самого начала говорили, что они будут пытаться вернуть Бакиева, будут просить Беларусь выдать его. Но, действительно, до последней недели они не делали таких жестких публичных заявлений. Не факт, кстати, что подобные заявления способствуют выдаче Бакиева - скорее наоборот. Момент первый - скорее внутриполитический, то, что на сороковой день расстрела в Бишкеке прошли митинги, на которых звучала критика в адрес нынешней власти. Ее обвиняли в том, что она не контролирует страну, не способна навести порядок, одна из претензий как раз и состояла в том, что она способна добиться выдачи Бакиева. Но я считаю, что главная причина в том, о чем говорил Юрий, - Лукашенко привез на заседание ОДКБ письмо от Бакиева с призывом ввести силы ОДКБ в Кыргызстан. Я могу представить себе, как прореагировал бы Лукашенко, если бы что-то из руководителей стран СНГ предложил ввести в Беларусь войска в связи с тем, что в стране прошли нелегитимные выборы и Лукашенко задушил выступления оппозиции. Реакция кыргызских властей не жестче той, чем была бы реакция Лукашенко в подобной ситуации.

Тиханович:

- В связи с тем, что государства ОДКБ на самом деле, как представляется, не поддержали позицию Беларуси в отношении Кыргызстана и Бакиева,  выдаст ли Беларусь свергнутого кыргызского президента Бишкеку?

Дракохруст:

- Думаю, что не выдаст. После того, что он наговорил и о Кыргызстане и о Бакиеве, выдать - значит полностью потерять лицо. А заявление Отунбаевай еще более обострило ситуацию, сейчас выдать - это показать, что Лукашенко испугался активизации еще и собственной оппозиции. Думаю, что и Отунбаева и другие кыргызские руководители так изменили тон именно потому, что поняли, что Бакиева они не получат. Ну, если не выдадут, значит, сбудутся наши прогнозы, это будет это сделано путем «валяния дурака». Вот представитель белорусской прокуратуры уже заявил, что из Бишкека прислали не все необходимые бумаги, поэтому спешить Минск никуда не будет. Полагаю, что это «валяние» будет продолжаться еще долго.

Знаткевич:

- Я думаю, что конвенция о выдаче преступников конвенцией, а политика - политикой. Для Лукашенко выдать Бакиева - это показать серьезную слабость. А он этого себе позволить не может. Если Лукашенко все же выдаст Бакиева, это будет свидетельствовать о существенном ослаблении его позиций. Он может пойти на это только в том случае, если под ним что-то настолько сильно зашатается, что ему нужно будет чем-то жертвовать. Но пока, мне кажется, Юрий прав, все это будет тянуться очень долго.

Тиханович:

- Еще ранее Лукашенко заявил, что не будет присутствовать на параде в Москве, посвященном дню Победы. Но на один день он прилетел в Москву на саммиты ОДКБ и СНГ и вернулся в Минск. Кстати, на саммите СНГ георгиевская лента на пиджаке была не только у российского президента Дмитрия Медведева, но и у украинского Виктора Януковича. А у Лукашенко была красно-зеленая лента. Эти разные ленты, и то, что Лукашенко отмечал праздник в Минске, а не в Москве - что все это означает, какое послание он тем самым направил и Беларуси, и России, и миру?

Дракохруст:

- Это, безусловно, четкая демонстрация своей независимости. Причем многие наблюдатели заметили интересное переосмысление Великой Отечественной войны - стержневой темы современной белорусской государственной идеологии. Положить в основу национального мифа, скажем, Грюнвальд, пока считается нецелесообразным и опасным, но победа в Великой Отечественной, так сказать, национализируется и приватизируется. Беларусь как бы делается государством-победителем в той войне, наряду с Россией, Великобританией и Соединенными Штатами. Лукашенко в выступлении на празднике почти так и говорил, мол, белорусы - победители. И слова - никому не отдадим победу - они адресованы не только западным союзникам, но на самом деле и современной России. Разумеется, прямо не говорится, что в годы войны Беларусь была суверенным государством, но как бы подразумевается, что Беларусь – лучший, чем Россия, потомок, наследник победного СССР. И лентами это также демонстрируется: все-таки георгиевская лента понятным образом связана с той войной, а красно-зеленый флаг с орнаментом стал государственным флагом БССР в 1951 году, через 6 лет после завершения войны. Но Лукашенко здесь интересовало не формальное соответствие, он хотел показать свое отличие, отстраненность от России, для него эта лента - флаг победы его и только его страны. Некоторым эти демонстрации кажутся смешными, но пути формирования национального сознания далеко не всегда бывают прямыми и ровными. Хотя контраст печально-яркий: солдаты всех наций-победителей - на Красной площади, а Лукашенко в маршальской форме вместе с маленьким сыном принимает суверенный парад в Минске.

Знаткевич:

- Я бы хотел добавить, что Лукашенко и раньше неоднократно подчеркивал, что БССР была одной из стран-основательниц ООН, что для Беларуси Великая Отечественная война - переломное событие. Мне кажется, что Лукашенко хочет получить монополию на наследство Советского Союза. Сравнивать георгиевские и красно-зеленые ленты кому-то покажется смешным, кто-то посчитает, что красно-зеленые ленты не имеют отношения к Великой Отечественной войне. А для него - имеют, еще и в том смысле, что БССР - это результат победы в той войне, и БССРовские символы имеют большее значение, чем георгиевская лента, которая как часть чего-то российского была возвращена Сталиным во времена войны. И нынешняя российская власть хочет взять из советского наследия прежде всего русское националистическое наследие. А Лукашенко пытается делать акцент на общесоветском наследии, которое он считает своим. Он считает Беларусь лучшей частью Советского Союза. Надо сказать, что белорусские военные также присутствовали на параде в Москве, но основной белорусский праздник был именно в Минске, так как Беларусь является наследником СССР. Как тот «остров Крым» у Аксенова, только наоборот.

Перевод: Светлана Тиванова