Российская агрессия против Грузии серьезно повлияла на грузинскую общественность. Сегодня многие люди спрашивают, если не вслух, то, по крайней мере, про себя, помогла ли стране ориентация на Запад, к которому Тбилиси повернулся лицом после развала Советского Союза. Хотя большинство населения по-прежнему поддерживает ориентацию на Запад, в воздухе повис вопрос: не лучше ли было бы остаться под зонтиком Москвы и таким образом обезопасить себя от будущей российской агрессии.
Этот вопрос остается без ответа, и сомнения существуют. Общественность явно разочарована. Люди Грузии уверены, что Кремль принял решение наказать Грузию именно из-за ее западной ориентации и стремления присоединиться к ЕС и НАТО, а когда это произошло, Запад бросил страну, оставив ее лицом к лицу с северным чудовищем. Теперь же, если судить по недавним заявлениям, Запад готов предоставить гарантии Москве, пожертвовав Грузией.
Грузинское руководство по-прежнему говорит, что Грузии очень важна даже поддержка на словах. Однако общественность устала слышать о том, как Запад выражает «глубокую озабоченность» каждый раз, когда Россия совершает еще какой-нибудь акт агрессии против Грузии. Международные организации и западные страны много раз выражали эту глубокую озабоченность, но Кремль игнорирует их, игнорирует любые резолюции или решения или заявления и делает, что хочет, в то время как эти органы закрывают глаза на поведение России.
Постоянный представитель Грузии в Совете Европы Зураб Чиаберашвили считает, что дипломатия – это один из важнейших инструментов для сдерживания военной агрессии. А тем временем Москва медленно движется вперед, отчаянно пытаясь дискредитировать Грузию и ее руководство. Москва пытается вызвать антигрузинские чувства в каждой стране, поэтому Грузии и ее руководству следует в первую очередь защищать себя, делая последовательные шаги, ориентированные на демократию. Изменение курса страны с Запада на север станет впечатляющим и трагическим шагом для страны, так как это придаст России еще больше уверенности в том, что она уничтожила Грузию и может произвести в этой стране желаемые изменения с помощью силы. Но это также станет предупреждением Западу, так как поражение Грузии станет поражением Запада, его ценностей, его принципов и его демократии – ценностей, которые Запад счастлив продвигать абстрактно, чтобы показать свое нравственное превосходство, но не очень-то стремится защищать, когда они сталкиваются с реальной угрозой.
Многое зависит от уровня демократии на грядущих выборах, которые станут проверкой того, по-прежнему ли страна движется в западном направлении или же она провалилась в советский авторитаризм. Глубокая озабоченность Запада должна быть более прямо и последовательно направлена на выборы, так как проведение справедливых выборов в Грузии помешает определенным силам в стране дестабилизировать ситуацию. Дестабилизация лишь облегчит русским задачу проведения новой агрессии, и если это произойдет, запоздалой заботы Запада окажется недостаточно.