Глава МИД РФ Сергей Лавров предостерег ЕС и НАТО от попыток вмешательства в процессы внутреннего развития государств на пространстве СНГ, передает РИА "Новости". "События последнего времени: кавказский кризис, выборы на Украине, ситуация в Киргизии - показали, что попытки вмешательства извне в процессы внутреннего развития, эксперименты из области социальной инженерии в русле пресловутой логики с нулевым результатом дают обратный эффект, ведут к дестабилизации и отбрасывают страны назад в их развитии", - сказал Лавров во время "парламентского часа" в Госдуме. По его словам, никакие позитивные процессы не могут развиваться в условиях отсутствия внутренней стабильности. "И хотелось бы, чтобы понимание этого стало основой для деятельности в этом регионе так называемого внешнего фактора, будь то ЕС, НАТО и другие", - подчеркнул министр.
Начнем с того, что данное заявление главы МИД РФ вовсе не случайно. Именно перечисленные Лавровым кавказский кризис, под которым, скорее всего, подразумевается "победоносная" война с Грузией, выборы в Украине и ситуация в Киргизии как раз-таки в последнее время определяют поведение российской элиты, которая считает, что сейчас открылись новые возможности, чтобы проводить активную политику на постсоветском пространстве. Действительно, создается такое впечатление, что Россия занимается тем, что восстанавливает свои утраченные позиции на постсоветском пространстве. Многими экспертами революция в Киргизии рассматривается как спланированная Москвой операция, а избранный на Украине президент - как пророссийский лидер, с приходом которого Москва якобы взяла реванш за "оранжевую революцию". С другой стороны, хотя Россия сегодня вроде бы более не является безальтернативным стратегическим партнером для совместного развития для постсоветских стран, однако сложилась такая ситуация, что ни Европа, ни США пока не в состоянии оказывать особого влияния на процессы, происходящие в этих странах. К примеру, Соединенные Штаты решают сегодня совсем другие проблемы. Это в первую очередь новый курс внешней политики Барака Обамы. США сконцентрировали свои усилия на афганской и иранской темах.
Проблема постсоветского пространства, несомненно, остается для них важной, но отнюдь не первоочередной. Что касается Европейского Союза, так он вообще переживает экономический кризис, в первую очередь это касается ситуации в Греции. Одним словом, сложилось множество факторов, которые способствуют прежде всего ослаблению влияния США и изменению баланса сил на постсоветском пространстве. Так что России остается только действовать по направлению укрепления своих позиций.
Россия, что греха таить, всегда считала постсоветское пространство зоной своего традиционного геополитического влияния, при этом ревностно относилась к любым попыткам активизации деятельности конкурентов - США, под которыми подразумевается НАТО и ЕС.
А сотрудничество кого-либо с НАТО и ЕС, который все же означает евроатлантический вектор развития, воспринимается Кремлем как отказ от участия в политически значимых для России проектах, утрата фактической монополии на доминирование на этом пространстве. Расширение НАТО на Восток и потенциальное появление военных объектов США и НАТО в расположенных там странах вызывают у Москвы опасения за собственную безопасность. К чему это привело на примере Грузии и Украины, прекрасно все знают. Прежде всего это российско-грузинская война. Потом отношения с этими странами настолько ухудшились, что Россия вовсе отказывалась иметь дело с бывшим президентом Украины Виктором Ющенко и президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Все это сопровождалось и резким ухудшением российско-американских отношений, которые стали жестко конкурентными. Москва требовала признания постсоветского пространства своей особой зоной влияния, США категорично отказывали в этом. Но все же кризис и политическая нестабильность позволили России все более усилить свою роль.
И, наконец, "революция" в Киргизии является пока последней спецоперацией Москвы. Возможно, что революция в Киргизии имела внутренние причины, но подозрительным кажется то, что Москва как-то быстро смогла "воспользоваться" ситуацией, заранее выстроив отношения с будущими победителями. А последние события на юге Киргизии всерьез встревожили Кремль, который безоговорочно поддержал временное правительство. Президент РФ Дмитрий Медведев учредил пост "спецпредставителя президента РФ по развитию отношений с Киргизией", назначив на эту должность генерал-полковника Владимира Рушайло, который в свое время возглавлял МВД, Совбез, исполком СНГ, а сейчас является членом Совета федерации.
Столь неожиданное назначение пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова объяснила тем, что "ситуация в Киргизии требует особого внимания". Между тем Владимир Рушайло на посту спецпредставителя президента РФ по развитию сотрудничества с Кыргызстаном займется стабилизацией обстановки в этой стране и ее скорейшим переводом в правовое русло. Об этом, кстати, сообщил тоже глава МИД РФ Сергей Лавров в рамках того же "парламентского часа" в Госдуме, отвечая на вопросы депутатов, передает ИТАР-ТАСС. "Перед ним (Рушайло) поставлена задача - способствовать стабилизации обстановки и ее скорейшему переводу в правовое русло", - сказал глава российского внешнеполитического ведомства. "Параллельно он будет помогать решать на месте те задачи, которые встают в гуманитарной сфере, в сфере защиты прав российских граждан, проживающих в Кыргызстане, прав наших соотечественников", - уточнил С.Лавров. Что ни говори, а пост "спецпредставителя президента РФ" смахивает на пост наместника по Кыргызстану.
Что касается Украины, то, хотя, с одной стороны, США и Евросоюз на словах одобряют восстановление отношений между Украиной и Россией, с другой стороны, они опасаются возвращения Киева под влияние Москвы.
Вашингтон, во всяком случае, уже пообещал проконтролировать, чтобы Медведев и Янукович не смогли "поставить под угрозу" украинский суверенитет. "Ряд ситуаций, где Украина жертвует своим суверенитетом, станет поводом для обеспокоенности для внешних наблюдателей, включая США", - заявил в среду экс-посол США в Украине, вице-президент Американского института мира в Вашингтоне Уильям Тейлор. Особое беспокойство США вызывают разговоры о слиянии "Нафтогаза" с "Газпромом", а также слухи об изменении границы в Керченском проливе. Очевидно, что интересы США на постсоветском пространстве пока носят неопределенный характер. Вашингтон прежде всего исходит из того, что в ближайшее десятилетие этот регион будет играть важную роль на мировом энергетическом рынке. Но при этом США еще не определились для себя в вопросе важности развития демократии в этих странах, в частности, как это может повлиять на их текущую энергетическую стабильность. Более того, американская политика демократизации региона - это усилия по противостоянию России.
Так что, как бы то ни было, а Вашингтон не примет, во-первых, признание монополии российских национальных интересов на постсоветском пространстве, а во-вторых, США будут всячески препятствовать российским попыткам преувеличивать свою роль в решении вопросов, являющихся компетенцией суверенных государств. У России, по твердому мнению Вашингтона, нет права вето на политику государств региона.
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что лишь сотрудничество между Москвой и Вашингтоном дало бы немало преимуществ как им самим, так и странам региона.
Они перестали бы заниматься политикой взаимного выдавливания и прекратили бы опять же бесперспективную политику выравнивания своих возможностей в регионе.