Как пишет газета The New York Times, администрация Обамы ввиду планируемого Советом Безопасности ООН наложения очередных санкций на Иран согласилась снять запрет с продажи российских зенитных ракет S-300 Ирану. Эта лазейка оформляется как «продажа оружия для обороны», чего попросила Москва в качестве уступки в обмен на поддержку санкций.
Ракеты S-300 – зенитная система дальнего действия, позволяющая эффективно обнаруживать и сбивать самолеты врага. Россия объявила об их продаже в 2007 году, но поставки были приостановлены из-за давления со стороны США и Израиля. Если Иран развернёт на своей территории ракеты S-300, условия проведения боевых операций с целью нейтрализации его программы ядерных вооружений станут для воздушных войск намного более сложными. Помимо этой ключевой уступки, по сообщениям русскоязычной прессы, будут сняты также санкции, наложенные в 2008 году на российского торговца оружием «Рособоронэкспорта».
Если эти сообщения верны, встаёт ряд серьёзных вопросов относительно мудрости и эффективности политики «перезагрузки», о проведении которой заявила администрация Обамы в начале 2009 года.
Политика «перезагрузки» привела к отказу от развёртывания в Польше и Чешской Республике системы противоракетной обороны бушевской эпохи; к заявлению, в духе новой редакции ядерной политики США, что США не будут производить новое ядерное оружие; к устным обещаниям отказаться от развёртывания стратегического противоракетного комплекса; к значительно более мягкому тону при обсуждении ситуации с правами человека в России; к новому непредвзятому отношению («see-nо-evil») к российским планам в так называемом «ближнем зарубежье» - на территории бывшего Советского Союза.
Администрация Обамы сбавила тон в дискуссии вокруг покупки Россией французского транспортно-десантного корабля «Мистраль», который может угрожать соседям России на Черном и Балтийском морях; Америка игнорирует продолжающуюся оккупацию Абхазии и Южной Осетии, входящих в состав Грузии. Она игнорирует соглашение между Россией и Украиной о продлении срока аренды военно-морской базы Черноморского Флота в Севастополе до 2042 года и хранит молчание в отношении вмешательства России в ситуацию в Кыргызстане, приведшего к падению режима Бакиева.
Не менее важно то, что, соблюдая условия договора по контролю вооружений, нового STARTa, администрация Обамы на 30 процентов сокращает число развернутых ядерных боеголовок и пусковых комплексов американского арсенала и обескровливает механизм надзора США.
Тем временем Кремль «добрался» до государств, спонсирующих террористов, таких как Сирия и Венесуэла. Вслед за недавними визитами премьер-министра России Владимира Путина в Каракас и президента Дмитрия Медведева в Дамаск прозвучало заявление о продаже ядерных реакторов и сложного современного оружия, в том числе и ракет – это шаг, способствующий дестабилизации в мире. Администрация Обамы, тем временем, отказалась от продажи оружия оборонного назначения другу США, Грузии, отказалась пригласить президента Азербайджана Илхама Алиева на проводимый в Вашингтоне саммит по нераспространению ядерного оружия.
Если все эти стратегии нацелены на получение российской поддержки эффективного пакета санкций против Ирана, то можно говорить о том, что политика «перезагрузки» потерпела неудачу. Санкции, как и говорилось, не смогут остановить иранскую гонку за обретения ядерного оружия.
Капитуляция США в вопросе о продаже ракет S-300 – последний шаг в длинном списке односторонних уступок России, подвергающих опасности друзей Америки и отрицательно влияющих на национальную безопасность самих США.