Есть ли опасения, что со временем подлинные факты биографии Иосифа Бродского все больше будут подменяться мифами? Можно ли считать его «гражданином мира», «космополитом»? Надо ли увековечить память Иосифа Бродского в родном городе?
В Санкт-Петербурге отмечают 70-летний юбилей со дня рождения Иосифа Бродского. С некоторыми участниками торжеств встретился наш корреспондент Владимир Бондарев.
Отмечать 70-летие со дня рождения лауреата Нобелевской премии по литературе, почетного гражданина Санкт-Петербурга Иосифа Бродского в его родном городе начали за несколько дней до самого дня рождения поэта. Торжественные мероприятия продолжатся и после 24 мая.
В Шереметьевском дворце прошли международные литературные чтения «Иосиф Бродский и Россия», на которых были представлены несколько новых исследовательских работ о жизни поэта. Среди них – книга Якова Гордина «Рыцарь и смерть, или Жизнь как замысел». Писатель, историк, соредактор журнала «Звезда» Яков Гордин был дружен с Бродским еще задолго до его вынужденной эмиграции, хорошо знает его жизнь и поэзию. Есть ли у него опасения, что со временем подлинные факты биографии Иосифа Бродского все больше будут подменяться мифами?
Мифов уже сколько угодно. И это тоже одна из особенностей личности и судьбы Бродского – что еще при жизни эта фигура стала обрастать мифологией. А уж после его ухода это, как говорится, «расцвело пышным цветом». Но это – совершенно естественно и неизбежно. И недаром он так боялся (и много об этом говорил и писал) своих будущих биографий. Потому, что он понимал, чем это грозит.
Бродский сделал замечательный подарок исследователям, филологам, культурологам. И материала хватит, я думаю, на многие-многие поколения.
Дискуссиям о жизни и поэзии нобелевского лауреата была посвящена и международная конференция «Иосиф Бродский в XXI веке», которая прошла в Санкт-Петербургском государственном университете. Сюда съехались бродсковеды из многих российских городов, а также из ряда стран Европы, из Израиля и из США. Известно, что после отъезда из СССР поэт много путешествовал, активно переводил стихи своих зарубежных коллег, в совершенстве овладел английским языком, начал изучать итальянский. Можно ли на этом основании его считать «гражданином мира», «космополитом»?
Основатель находящегося в Лондоне Фонда русских поэтов Валентина Полухина считает:
Космополитизм здесь ни при чем. Иосиф Александрович не русский, а российский поэт. Поэт империи, поэт страны. А если его обвинять в том, что он всюду ездил и многим городам посвятил свои стихи, то другой нобелевский лауреат, польский поэт Чеслав Милош нашел этому другое название. Он сказал: «Это - культурный империализм». Иосифа интересовала более глубокая проблема – что такое человек отдельно, как индивидуум и огромная империя, как государственное устройство.
Имперские настроения прослеживаются и в некоторых стихах Бродского, в частности, посвященных обретению независимости Украиной. Но, несмотря на это, литературоведы с Украины также присутствовали на конференции в СПбГУ.
В петербургском Доме кино состоялась презентация альбома «Иосиф Brodsky», где представлены фотографии как советского периода жизни поэта, так и зарубежного. Там же, в Доме кино прошел показ фильма «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на родину», в котором соединены документальные съемки, игровые эпизоды и мультипликация. В одном из интервью Бродский сказал, что его возвращение на родину может состояться только анонимно. Авторы фильма предположили, что такое путешествие все-таки имело место. Картина получила премию Российской академии кинематографических искусств «Ника-2010», победила в номинациях «Лучший игровой фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая сценарная работа».
Между тем, сам Иосиф Бродский, в отличие от других писателей-эмигрантов «третьей волны» так никогда и не приезжал в Россию. Римская поэтесса Аннелиза Аллева, близко знавшая Бродского с начала 80-х годов говорит:
У меня нет ответа на вопрос почему, но я могу себе это представить. Он не хотел возвращаться туда, откуда его выгнали. И поскольку это был не его выбор – оставить свой город, то поэтому он не хотел сюда возвращаться. И еще он немного боялся реакции людей. Об этом он мне сам говорил. То есть он знал, что люди его обожают и читают его стихи, но все равно ему было как-то неловко, после всего того, что с ним было, получить совершенно противоположную реакцию.
В результате не сбылись строки поэта «На Васильевский остров я приду умирать». Похоронен Иосиф Бродский в Венеции.
А в предъюбилейные дни в Санкт-Петербурге был проведен опрос на тему, как нужно увековечить память Иосифа Бродского в родном городе? Больше всего голосов собрали варианты «Достаточно несколько мемориальных досок в связанных с ним местах» и «Пусть его память увековечивают в Венеции». И лишь менее 10% опрошенных считают, что лауреату Нобелевской премии по литературе пора поставить памятник на одной из центральных улиц.
В 1942 году в эвакуации Бродский крестился. А попав за границу, он писал стихотворение к каждому Рождеству по григорианскому календарю. Можно ли его считать по-настоящему набожным человеком? Преподаватель болонского университета Алессандро Ниеро говорит:
У меня личное мнение на эту тему, что он воспринимал религию через призму культуры. Так что он – человек христианской культуры, но без акцента на конфессиональный аспект этого вопроса.
Стихотворение «Рождественская звезда», написанное 24 декабря 1987 года заканчивается строками:
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях ребенка издалека,
из глубины Вселенной, с другого ее конца,
звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд отца.