Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Память о поэте в родном городе

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПоэт Иосиф Бродский
Поэт Иосиф Бродский
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Есть ли опасения, что со временем подлинные факты биографии Иосифа Бродского все больше будут подменяться мифами? Можно ли считать его «гражданином мира», «космополитом»? Надо ли увековечить память Иосифа Бродского в родном городе?

Есть ли опасения, что со временем подлинные факты биографии Иосифа Бродского все больше будут подменяться мифами? Можно ли считать его «гражданином мира», «космополитом»? Надо ли увековечить память Иосифа Бродского в родном городе?

В Санкт-Петербурге отмечают 70-летний юбилей со дня рождения Иосифа Бродского. С некоторыми участниками торжеств встретился наш корреспондент Владимир Бондарев.

Отмечать 70-летие со дня рождения лауреата Нобелевской премии по литературе, почетного гражданина Санкт-Петербурга Иосифа Бродского в его родном городе начали за несколько дней до самого дня рождения поэта. Торжественные мероприятия продолжатся и после 24 мая.

В Шереметьевском дворце прошли международные литературные чтения «Иосиф Бродский и Россия», на которых были представлены несколько новых исследовательских работ о жизни поэта. Среди них – книга Якова Гордина «Рыцарь и смерть, или Жизнь как замысел». Писатель, историк, соредактор журнала «Звезда» Яков Гордин был дружен с Бродским еще задолго до его вынужденной эмиграции, хорошо знает его жизнь и поэзию. Есть ли у него опасения, что со временем подлинные факты биографии Иосифа Бродского все больше будут подменяться мифами?

Мифов уже сколько угодно. И это тоже одна из особенностей личности и судьбы Бродского – что еще при жизни эта фигура стала обрастать мифологией. А уж после его ухода это, как говорится, «расцвело пышным цветом». Но это – совершенно естественно и неизбежно. И недаром он так боялся (и много об этом говорил и писал) своих будущих биографий. Потому, что он понимал, чем это грозит.

Бродский сделал замечательный подарок исследователям, филологам, культурологам. И материала хватит, я думаю, на многие-многие поколения.


Дискуссиям о жизни и поэзии нобелевского лауреата была посвящена и международная конференция «Иосиф Бродский в XXI веке», которая прошла в Санкт-Петербургском государственном университете. Сюда съехались бродсковеды из многих российских городов, а также из ряда стран Европы, из Израиля и из США. Известно, что после отъезда из СССР поэт много путешествовал, активно переводил стихи своих зарубежных коллег, в совершенстве овладел английским языком, начал изучать итальянский. Можно ли на этом основании его считать «гражданином мира», «космополитом»?

Основатель находящегося в Лондоне Фонда русских поэтов Валентина Полухина считает:

Космополитизм здесь ни при чем. Иосиф Александрович не русский, а российский поэт. Поэт империи, поэт страны. А если его обвинять в том, что он всюду ездил и многим городам посвятил свои стихи, то другой нобелевский лауреат, польский поэт Чеслав Милош нашел этому другое название. Он сказал: «Это - культурный империализм». Иосифа интересовала более глубокая проблема – что такое человек отдельно, как индивидуум и огромная империя, как государственное устройство.

Имперские настроения прослеживаются и в некоторых стихах Бродского, в частности, посвященных обретению независимости Украиной. Но, несмотря на это, литературоведы с Украины также присутствовали на конференции в СПбГУ.

В петербургском Доме кино состоялась презентация альбома «Иосиф Brodsky», где представлены фотографии как советского периода жизни поэта, так и зарубежного. Там же, в Доме кино прошел показ фильма «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на родину», в котором соединены документальные съемки, игровые эпизоды и мультипликация. В одном из интервью Бродский сказал, что его возвращение на родину может состояться только анонимно. Авторы фильма предположили, что такое путешествие все-таки имело место. Картина получила премию Российской академии кинематографических искусств «Ника-2010», победила в номинациях «Лучший игровой фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая сценарная работа».

Между тем, сам Иосиф Бродский, в отличие от других писателей-эмигрантов «третьей волны» так никогда и не приезжал в Россию. Римская поэтесса Аннелиза Аллева, близко знавшая Бродского с начала 80-х годов говорит:

У меня нет ответа на вопрос почему, но я могу себе это представить. Он не хотел возвращаться туда, откуда его выгнали. И поскольку это был не его выбор – оставить свой город, то поэтому он не хотел сюда возвращаться. И еще он немного боялся реакции людей. Об этом он мне сам говорил. То есть он знал, что люди его обожают и читают его стихи, но все равно ему было как-то неловко, после всего того, что с ним было, получить совершенно противоположную реакцию.

В результате не сбылись строки поэта «На Васильевский остров я приду умирать». Похоронен Иосиф Бродский в Венеции.

А в предъюбилейные дни в Санкт-Петербурге был проведен опрос на тему, как нужно увековечить память Иосифа Бродского в родном городе? Больше всего голосов собрали варианты «Достаточно несколько мемориальных досок в связанных с ним местах» и «Пусть его память увековечивают в Венеции». И лишь менее 10% опрошенных считают, что лауреату Нобелевской премии по литературе пора поставить памятник на одной из центральных улиц.

В 1942 году в эвакуации Бродский крестился. А попав за границу, он писал стихотворение к каждому Рождеству по григорианскому календарю. Можно ли его считать по-настоящему набожным человеком? Преподаватель болонского университета Алессандро Ниеро говорит:

У меня личное мнение на эту тему, что он воспринимал религию через призму культуры. Так что он – человек христианской культуры, но без акцента на конфессиональный аспект этого вопроса.

Стихотворение «Рождественская звезда», написанное 24 декабря 1987 года заканчивается строками:

Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях ребенка издалека,
из глубины Вселенной, с другого ее конца,
звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд отца.