Специальный представитель Китая У Давэй (Wu Dawei) встретился во вторник в Сеуле с министром иностранных дел Ю Мен Хваном (Yu Myung-hwan) и высокопоставленными делегатами Южной Кореи, принимающими участие в шестисторонних переговорах. У лишь сказал, что Китай тщательно рассмотрел результаты расследования инцидента с «Чхонаном» и желает решить проблему в ходе тесных консультаций.
Представитель южнокорейского правительства сказал, что обе стороны обменялись «откровенными взглядами», что является дипломатическим способом сказать, что чиновники лишь объявили о своих точках зрения. Южнокорейское правительство представило всеобъемлющие доказательства и призвало Пекин принять жесткие меры, однако Китай, похоже, ответил лишь тем, что объявил о рассмотрении результатов экспертизы, одновременно призывая другие страны «проявлять сдержанность». Вслед за прошедшими в понедельник в Пекине обсуждениями госсекретарь США Хиллари Клинтон назвала потопление «Чхонана» «серьезным вызовом региональной безопасности», но ее китайский коллега Дай Бинго (Dai Bingguo) лишь сказал, что Пекин и Вашингтон согласились, что важно поддерживать стабильность и избегать эскалации [конфликта] на Корейском полуострове.
Сразу же после потопления «Чхонана», Китай был, похоже, готов предпринять шаги, основываясь на результатах объективного научного расследования. В истории военно-морских катастроф расследование по поводу утонувшего корабля стало одним из самых быстрых и убедительных, и включало в себя быстрое поднятие поврежденного судна, тщательный сбор улик даже со дна моря и объективные и научные выводы, основанные на веских доказательствах.
Сдержанность Китая в том, что касается критики Северной Кореи, проистекает из его 60-летнего союза с отшельнической страной и страхов по поводу потенциальных нежелательных последствий крушения северокорейского режима. Но Пекину стоит вспомнить слова собственного Министерства иностранных дел, сказанные во время саммита с Южной Кореей в мае 2008 года. В то время представитель Министерства иностранных дел Цинь Ганн взял на мушку Сеул и заявил, что военный союз Южной Кореи и США является «продуктом ушедшей эпохи», и что ситуация в Северо-Восточной Азии изменилась так, что вопросы, касающиеся региона, больше не следует рассматривать сквозь призму «холодной войны».
Сегодня Китай противоречит сам себе, придерживаясь своего собственного альянса времен «холодной войны» с Северной Кореей. Когда в пятницу китайский премьер-министр Вэнь Цзябао (Wen Jiabao) встретится с президентом Ли Мён Баком (Lee Myung-bak), и когда лидеры Китая, Японии и Южной Кореи проведут трехсторонний саммит на острове Чеджудо, у Пекина будет шанс продемонстрировать новое отношение, свободное от установок «холодной войны».