Этот обычай появился в результате соединения царских инстинктов, родовых традиций и коммунистических методов.
Вождя не избирают, на трон он восходит благодаря чьей-то сильной руке, с помощью интриг, денег и закулисных заговоров.
Византийские обычаи сегодня господствуют не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. И гражданам это даже не очень мешает.
Уходящего президента Бориса Ельцина с богоугодным смирением в Кремле заменили несмело взирающим агентом КГБ Владимиром Путиным. Он данное им слово сдержал и дал Ельцину умереть на свободе.
Когда настало время, Путин тоже привел преемника. Товарища из Петербурга Дмитрия Медведева. Якобы он должен был пообещать, что однажды вновь освободит трон Путину.
Правителя, который не начнет операцию «Преемник» вовремя, сметет толпа. Грузия до сих пор играла в островок европейской демократии в посткоммунистическом маразме. Только, похоже, и президент Михаил Саакашвили понял, что без преемника он может плохо кончить. И якобы наследника он себе уже выбрал.
Преемником Саакашвили, как шепчутся журналисты, должен стать нынешний мэр Тбилиси Гиги Угулава. Саакашвили в 2013 году, согласно конституции, больше не сможет баллотироваться в президенты и окажется в таком же деликатном положении, как и Путин в 2008 году.
Так что высший пост отдадут некой фигуре, старому приятелю, закадычному другу или кому-то, о ком знают столько, что он должен будет слушаться, как выдрессированная немецкая овчарка.
А зачем? Это не страх за судьбу любимой родины. Это опасения за свою собственную судьбу. Главное качество, по которому выбирается наследник, - лояльность к предшественнику. И если бы не это, «предшественники», возможно, сидели бы в тюрьме.