В средствах массовой информации, уделяющих внимание освещению развития связей России и русского рассеяния, устойчиво кочует словосочетание «профессиональные соотечественники». Под этим образом принято воспринимать всех общественных активистов, входящих в координационные советы и участвующих в каких-либо программах, реализуемых посольствами России.
Внесённые в Государственную думу РФ поправки к закону о соотечественниках, сужающие само понятие соотечественников и увязывающие статус соотечественника с профессиональной или общественной деятельностью, обострили дискуссию об этих явлениях, так как создалось впечатление, что Россия сделала выбор в пользу профессиональных соотечественников.
Новизна ситуации в том, что в новой концепции, требующей подкрепления статуса соотечественника соответствующей деятельностью, становится важным вопрос о критериях этого соответствия и о праве его определять. Дискуссия по данному закону продолжается как в зарубежье, так и в России, поэтому рассмотреть само явление профессиональных соотечественников и влияние их на процессы взаимодействия с Россией важно именно сегодня.
Ситуация, иллюстрирующая эту проблему, вернее анонсирующая (так как поправки к закону о соотечественниках ещё не приняты), возникла перед конференцией соотечественников в Эстонии. Что, собственно, закономерно - в этой стране самая крупная в зарубежье община российских граждан, к которой примыкают равнозначные группы лиц, лишённых гражданства, и граждан Эстонии русского происхождения. Соответственно основной общественный дискурс русской общины Эстонии реализуется именно в соотечественной парадигме. Поэтому насколько возможно подробно опишем коллизию, возникшую в Эстонии.
В период подготовки к страновой конференции российских соотечественников, проживающих в Эстонии, назначенной на 28 мая 2010 года, известный деятель движения соотечественников секретарь Антифашистского комитета имени Арнольда Мери Андрей Заренков отозвал свои полномочия члена Координационного совета соотечественников Эстонии. По его словам, у него появились непреодолимые разногласия с большинством членов Координационного совета по определению делегатов на конференцию соотечественников.
«Келейность определения состава делегатов конференции и формирования Координационного совета не позволяет решить главную задачу, которая стоит сегодня перед нашим движением, - включение в партнёрское сотрудничество с Россией широкого круга людей и организаций, которые определяют себя частью большой российской цивилизации и образующим элементом Русского мира», - заявлял тогда Заренков.
Другой значимой причиной отказа Заренкова от статуса члена Координационного совета стало его несогласие с методами принятия решений, которые возникли в последнее время в отношениях между КС, организациями ветеранов, комитетом Победы и сотрудниками посольства РФ по организации празднования 65-летия Великой Победы.
Примечательно, что программа эстонского телевидения "Актуальная камера", комментируя выход Андрея Заренкова из состава созданного при посольстве РФ в Эстонии Координационного совета российских соотечественников, выдвинула версию, что он "стал не совсем удобен Москве в период потепления отношений с Эстонией с его порой радикальными выступлениями в адрес эстонских властей. Известно, что он стал и одним из постоянных фигурантов годовых отчётов полиции безопасности. Поэтому и решили его заменить".
С более резкой критикой Посольства РФ выступил другой известный и авторитетный соотечественник, член «Ночного дозора» Максим Рева: "Я имею данные, что выход из Координационного совета соотечественников секретаря Антифашистского комитета Андрея Заенкова, человека, с чьим именем ассоциируется развитие движения соотечественников в последние четыре года, связан с неприятием деятельности Тучнина (советника-посланника Посольства РФ. — БМ)". Рева, в частности, заявил, что Посольство Российской Федерации в Эстонии подготавливает политический климат для признания Россией "оккупации" Эстонии Советским Cоюзом и провозглашения эстонских легионеров Wаffen SS репрессированными борцами за свободу Эстонии". По словам Ревы, ключевую роль в этом процессе играл именно Вячеслав Тучнин.
Реакция МИД РФ на данную критику была вполне разумной и конструктивной: «Вопрос о так называемой оккупации Эстонии бывшим СССР окончательно закрыт для России». Об этом заявил, непосредственно после критического заявления Максима Ревы, официьный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко, комментируя «появившиеся в российских и эстонских СМИ публикации относительно изменения в подходах России к так называемой оккупации Эстонии бывшим СССР». Собственно это заявление можно было расценивать как конец инсинуациям по поводу перезагрузки отношений с Эстонией на её условиях и поддержку позиции Ревы и Заренкова.
А вот реакция Координационного совета соотечественников оказалась неадекватной. Ночью, после выступления Ревы в недрах Координационного совета соотечественников, был составлен текст под названием «Cовместное заявление Координационного совета российских соотечественников Эстонии, Союза ветеранских организаций Эстонии и Союза русских просветительских и благотворительных обществ Эстонии». Встав на защиту «высокопоставленного» дипломата, деятели из Координационного совета соотечественников принялись воспитывать Максима Реву и отрицали возможность раскола в среде соотечественников.
«Возможно, уязвлённые амбиции Максима Ревы, претендующего на более значимые общественные роли, подвигли молодого человека на беспочвенные инвективы в адрес Посольства РФ? Именно к такому выводу приводит очередное ложное утверждение господина Ревы о якобы «обозначившемся сегодня в Эстонии расколе в движении российских соотечественников». Удивительным образом этот пассаж стыкуется с публикациями отдельных политически ангажированных авторов, также сеющих семена раздора в движение российских соотечественников Эстонии. Политические маргиналии, как известно, сходятся...
Восстановить репутацию трудно, особенно в маленькой Эстонии. Не зря ведь говорят: береги честь смолоду! Прислушайся, Максим, к народной мудрости!» - эта цитата наилучшим образом характеризует отдающий сталинистским душком тон пасквиля, сочинённого профессиональными соотечественниками, готовыми обслуживать любые интересы любого российского начальника, даже если они наносят ущерб России. Собственно цитату мы приводим для того, чтобы читатели смогли оценить интеллектуальный уровень профессиональных соотечестенников, впрочем, этот отрывок красноречиво говорит и об их моральных качествах.
Но, как назло, для авторов документа раскол грянул. Причём он свершился уже на стадии утверждения данного заявления - порядочные люди подписать его отказались. И это были наиболее авторитетные члены Координационного совета соотечественников: Алексей Семенов - известный правозащитник, Владимир Илляшевич - глава русской писательской организации Эстонии и Геннадий Сухов - представитель Тартуской организации соотечественников.
Дальше больше. «Победив» Максима Реву и Андрея Заренкова, людей, известных за свои заслуги в движении соотечественников не только в Эстонии, но и в России, и выведя в оппозицию Алексея Семёнова, Владимира Илляшевича и Геннадия Сухова, профессиональные соотечественники решили захватить влияние на Посольство и МИД РФ. Для этого из 120 организаций, желавших принять участие в страновой конференции, были отсеяны 80, неугодных профессиональным соотечественникам. В основном те, которые активно сотрудничали с Андреем Заренковым, Максимом Ревой или занимали самостоятельные позиции.
«Даже после серьёзной публичной дискуссии, затронувшей принципы деятельности руководящих органов соотечественного движения в Эстонии, как Союз организаций российских соотечественников Эстонии (СОРСЭ), так и Координационный совет российских соотечественников Эстонии (КСРСЭ) хранят глубокомысленное молчание, игнорируя мнение тех, кем они сами рвутся руководить и защищать. Соотечественная общественность недоумевает беспринципностью и самодурством оргкомитета, созданного КСРСЭ для созыва ежегодной конференции» - так охарактеризовал ситуацию известный политический деятель Дмитрий Кленский.
Политик аргументировал недоумение: «Не выдерживает критики то, что отбором кандидатов занимались члены КСРСЭ. Это - банальный волюнтаризм. Наравне с представителями организаций в список участников включены персонально все десять членов КСРСЭ! Спрашивается, на каком таком основании - ведь и они должны быть избраны (или не избраны) от своих организаций?» Кроме того, Кленский уличил членов Координационного совета соотечественников во лжи и подтасовках: «Говорилось, что преимущество будут иметь представители крупных организаций, но "афганцев" будет представлять не их лидер Карл Пакс, недавно награждённый российским орденом, а представитель южно-эстонского филиала, состоящего из двух человек.
Не понять, чем приворожил оргкомитет Эстонско-российский союз юристов, о котором никто ничего не знает, который, как нам известно, не оказывал правовую помощь активистам "Ночного дозора" и жертвам полицейской расправы 26–27 апреля 2007 года (так называемые «бронзовые ночи». - БМ). В списке приглашённых и организации, входящие в крупный Союз русских просветительских и благотворительных обществ, председатель которого - Людмила Матросова-Зыбина - приглашена на конференцию. Получается, что одну организацию представляют сразу несколько человек?! Зачем такое дублирование, тем более при такой конкуренции?»
«Мы не хотим кидать тень на "избранных", но обществу не понять, почему исключены из списка участников те, кто у всех на слуху. И в данном случае не важно, как в русской общине Эстонии к ним кто-то относится», - задал риторический вопрос членам Координационного совета Кленский и констатировал факт того, что в Эстонии возникло противостояние между «профессиональными» и «обычными» соотечественниками.
В результате волюнтаристского отсева, произведённого профессиональными соотечественниками, получившими большинство в Координационном совете, за бортом конференции оказались такие организации, как Антифашистский комитет имени Арнольда Мери, руководимый Андреем Заренковым, оргкомитет фестиваля «Виват Россия!», включённого, кстати, в федеральную программу поддержки соотечественников, молодёжная организация «Молодое слово», возглавляемая Антоном Дружковым, - те самые ребята, которые переняли вахту Бронзового солдата у «Ночного дозора», известные юристы-правозащитники Сергей Середенко и Мстислав Русаков, политик Дмитрий Кленский, представители Российско-Эстонской Торгово-промышленной палаты и Балтийской бизнесассоциации, объединяющей соотечественников-бизнесменов. В знак протеста от участия в конференции отказался и лидер «Ночного дозора» Дмитрий Линтер.
А 21 мая в Кохтла-Ярве прошла региональная Конференция российских соотечественников Северо-Востока Эстонии. Решение соотечественников состояло в том, что проведение страновой конференции 28 мая, «при нынешнем составе назначенных делегатов, считать нелегитимным, а принятые решения, в том числе право представлять интересы российских соотечественников СевероВостока Эстонии, равно как и выступать от их имени, неправомочным». Причём стоит отметить, что в работе этой самопровозглашённой конференции приняли участие два действующих члена Координационного совета соотечественников - Юрий Мишин и Геннадий Сухов.
Произошёл не просто раскол, а системный конфликт.
Столь подробное описание ситуации мы привели в связи с тем, что она значима как прецедент к ещё не принятому проекту поправок закона о соотечественниках. Причём её значимость независима от того, как разрешится конфликт на конференции.
Если оперировать сущностями, то мы столкнулись с фактом того, что группа лиц, так или иначе связанных с посольством РФ или являющихся функционерами различных организаций, преследуя свои личные интересы, смогла исключить из числа делегатов конференции соотечественников практически все пророссийские организации Эстонии. Организации, до решения Координационного совета участвовавшие в диалоге с Россией на официальном уровне, активно взаимодействующие с гражданским обществом РФ и являющиеся проверенными и эффективными партнёрами России.
Прецедентность же ситуации в том, что данная группа лиц мотивировала отбор кандидатов оценкой их общественной деятельности. И если применить к данной ситуации положения из внесённого в Государственную Думу проекта поправок в закон о соотечественниках, то такие организации, как Антифашистский комитет или «Ночной дозор», не смогли подтвердить свою принадлежность к соотечественникам общественной или профессиональной деятельностью. На персональном уровне это значит, что руководители этих организаций - Андрей Заренков, Максим Рева, Дмитрий Линтер, Дмитрий Кленский, Алексей Котляров и все члены этих организаций были исключены из числа российских соотечественников.
Остаётся только задать вопрос: а судьи кто? - Члены Координационного совета Андрей Красноглазов, Анатолий Егоров, Сергей Сергеев, Мариям Раннак, Валерий Четвергов, Леонтий Кромонов и перебежавший позже в оппозицию Юрий Мишин. Ни один из этих людей, за исключением Андрея Красноглазова, не сможет привести доказательств какой-либо значимой общественной деятельности, направленной на улучшение взаимодействия с Россией и позволяющей им судить и рядить, кому считаться соотечественниками.
Впрочем, эти люди уже совершили общественный суицид, и, даже если они дружно рассядутся в креслах Координационного совета соотечественников, это не обозначает, что Россия будет считать их своими партнёрами. Скорее их будут просто игнорировать, как игнорирует Правительство Москвы одного из них - Сергея Сергеева, возглавляющего опекаемую Москвой структуру СОРСЭ. Вычеркивая из списка соотечественников Максима Реву и Антона Дружкова, эти люди даже не смогли осознать, что вычеркнули себя, ибо прошли те времена, когда Российская Федерация не ценила своих партнёров и друзей и принимала навязанные извне решения.
В этом контексте эстонский прецедент, ситуация явно не предусмотренная при разработке поправок, вносит серьёзные коррективы в концепцию необходимости подтверждения статуса соотечественника общественной и профессиональной деятельностью. Будем надеяться, что поставленный в Эстонии вопрос: а судьи кто? - найдёт решение при рассмотрении поправок в Госдуме и в закон будут заложены критерии, не позволяющие навязывать России, кого ей считать соотечественником и терять из-за этого искренних друзей и профессиональных партнёров.