В Польше активно обсуждаются опубликованные накануне стенограммы разговоров в кабине пилотов президентского самолета ТУ-154, потерпевшего катастрофу под Смоленском. Хотя эти документы, по мнению польских экспертов, ответов на ключевые вопросы не дают.
С самого начала польские власти заявляли, что все материалы, касающиеся катастрофы самолета с президентом страны Лехом Качиньским на борту, будут преданы огласке. Исключение могут составлять только данные, разглашение которых способно навредить следствию, пока оно продолжается.
Следствие все еще идет – и в Польше, и в России. Стенограммы разговоров в кабине пилотов, видимо, не могут нанести вреда расследованию, поэтому их полностью опубликовали. Перед этим, однако, с насчитывающим 40 страниц документом ознакомились члены созванного исполняющим обязанности президента Брониславом Коморовским Совета национальной безопасности.
– Кажется, это нормально и правильно, когда руководители государства, лидеры крупнейших партий знакомятся предварительно с информацией, о которой будет совсем скоро говорить вся страна, – заявил Коморовский.
Это, среди прочего, комментарий к тому, что брат погибшего президента Леха Качиньского Ярослав Качиньский на заседание Совета не явился, заявив:
– Я не хочу иметь никаких привилегий в связи с этим. Так не должно быть, что политики первыми знакомятся с содержанием стенограмм. Еще раз повторю – первыми должны быть члены семей жертв и их представители.
Ярослав Качиньский заявил также, что до конца не доверяет российскому следствию по делу о катастрофе польского президентского самолета:
– Следствие должны вести поляки. В данной ситуации наше следствие никак не может быть копией московского следствия, – уверен Ярослав Качиньский.
Несмотря на 40-страничную стенограмму, до сих пор неизвестно, почему летчики решили идти на посадку в плохих погодных условиях – еще за 15 минут до момента катастрофы пилоты договорились, что если погода не позволит, посадки не будет.
"Вверх, вверх!" – так за несколько секунд до момента, когда самолет зацепился крылом о дерево и упал, летчиков предупреждала специальная бортовая система. Тем не менее пилоты все же решили пойти на посадку. В этой связи есть вопросы и к контролерам полетов аэродрома Северный, которые, по мнению некоторых экспертов, слишком поздно сообщили экипажу польского самолета об опасности.
На данный момент нельзя точно утверждать, что именно стало причиной катастрофы. Известно, что это не была неполадка самолета или теракт. Однако исключить то, что пилоты пошли на посадку, недооценив опасность и переоценив собственные силы, а также подчинившись давлению третьих лиц, никто не берется. Подтверждено, что в кабине пилотов находились главнокомандующий ВВС Польши генерал Бласик и высокопоставленный представитель МИД.
Теперь содержание черных ящиков нужно сопоставить с другими техническими данными, чтобы получить более полную картину катастрофы.