Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Беларусь – «третий лишний» в Таможенном союзе?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
28 мая Россия и Казахстан подписали документы о создании единой таможенной территории для двух стран без участия Беларуси. Кто выиграл и кто проиграл от такого решения? Что в этой ситуации будет делать белорусское руководство? Какие перспективы Таможенного союза? Участники программы «Экспертиза Свободы»: директор зарегистрированного в Литве Белорусского института стратегических исследований Виталий Силицкий из Минска и заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин из Москвы. Ведущий программы - Валерий Карбалевич.

28 мая Россия и Казахстан подписали документы о создании единой таможенной территории для двух стран без участия Беларуси. Кто выиграл и кто проиграл от такого решения? Что в этой ситуации будет делать белорусское руководство? Какие перспективы Таможенного союза? Участники программы «Экспертиза Свободы»: директор зарегистрированного в Литве Белорусского института стратегических исследований Виталий Силицкий из Минска и заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин из Москвы. Ведущий программы - Валерий Карбалевич.

Карбалевич:
В ответ на бойкот премьером Беларуси Сидорским переговоров о судьбе Таможенного союза (ТС) в Санкт-Петербурге главы правительств России и Казахстана приняли решение о введении в действие Таможенного кодекса и образовании единой таможенной территории для двух стран без участия Беларуси. Похоже, что ультиматум и шантаж Минском своих партнеров не удался, и белорусское руководство в этой борьбе нервов и характеров потерпела очередное поражение? И кто выиграл от этого?

Силицкий: Я бы не применял такие термины, как «ультиматум» и «шантаж», потому что белорусская сторона имеет такое же право отстаивать свои интересы, как и российская. Беларусь стремится продать свою политическую лояльность Москве за экономические преференции. На этот раз такой обмен не получается. Но не исключаю, что стороны найдут компромисс. На данный момент больше проиграла Москва. Ведь ТС - это геополитический проект России. Нынешняя ситуация показала, что РФ не контролирует постсоветское пространство, ее проект не выглядит успешным.

Жарихин: Я не впадаю ни в избыточный оптимизм, ни в черный пессимизм по этому поводу. Полгода назад мои коллеги в Москве смотрели на Таможенный союз очень оптимистично. Мол, все подписано, обо всем договорились, никто никуда не денется. Я их остужал. Ведь это очень серьезная, принципиальная договоренность, которая закладывает фундамент под дальнейшие интеграционные проекты. А это очень сложно. Ведь три страны 20 лет развивают свои экономики по-разному и у них разные таможенные кодексы и таможенные преференции. И согласовать их сейчас очень сложно. Самое неприятное для Беларуси, если Россия и Казахстан действительно создадут ТС без Беларуси. Тогда российский рынок для белорусских производителей в определенной мере закроется.

Карбалевич: Хочу напомнить, что сегодня де-факто и де-юре действует Таможенный союз Беларуси и России, подписанный в 1995 году. О его ликвидации или денонсации никто пока не заявлял. Что Россия будет одновременно в двух таможенных союзах?

Жарихин: Хороший вопрос. Мне также интересно, как Россия выйдет из этой ситуации. Ведь находиться в двух различных таможенных союзах с различными таможенными кодексами сложно, а то и невозможно. Но дело в том, что мы находимся в переходном периоде, и все конфликты в нем носят временный характер. Спор идет не о десятилетней перспективе. Ведь предполагается, что на следующем этапе интеграции будет создано единое экономическое пространство, где не будет пошлин. Поэтому сейчас спор идет о формате и механизме переходного периода.

Карбалевич:
Каких шагов сейчас можно ожидать от официального Минска? Он будет проситься в Таможенный союз, поскольку без него рассчитывать на льготы при поставках нефти и газа не приходится? Как это можно сделать, сохранив лицо?

Силицкий:
Если Беларуси не дают скидок на нефть и газ, то участвовать в этом российском геополитическом проекте нет смысла. А доступ на российский рынок Беларуси есть на основании договора о Союзном государстве. Кстати, доля Беларуси и Казахстана во внешней торговле России небольшая, несравнимая с долями ЕС или Китая. Поскольку ТС - это геополитический проект России, в котором она заинтересована, то Минск имеет большой ресурс маневрированием и влияния.

Карбалевич:
Г-н Силицкий, вы говорите, что Беларусь ничего не теряет в этой ситуации. Но представьте, что с 1 июля Беларусь не присоединяется к ТС России и Казахстана, Москва заявит, что с этого момента белорусско-российский таможенный союз 1995 года прекращает свою деятельность, между Беларусью и Россией вводится полноценная таможенная граница, как, например, между Беларусью и Украиной. И Беларусь от этого ничего не потеряет?

Силицкий: Если события будут развиваться таким образом, то это будет означать, что Россия в одностороннем порядке денонсирует союзные договоренности с Беларусью. На такой шаг Россия никогда не пойдет.

Карбалевич:
Какие вообще перспективы Таможенного союза? Все предыдущие интеграционные образования на постсоветском пространстве не показали своей эффективности, они так и не заработали в проектируемом формате. Что будет на этот раз?

Жарихин:
Спор об энергоресурсах - это отражение более глубокой проблемы. Нынешний ТС - это аналог Союза угля и стали в Европе полувековой давности. Так почему, несмотря на противоречия, Россия и Казахстан договорились, а Беларусь - нет? Потому что у России и Казахстана похожие экономические модели, а в Беларуси она другая. И по мере интеграции это различие моделей все более вылезает на поверхность. И тут перед белорусским руководством встает вопрос: идти путем Северной Кореи, самоизолироваться, или приближать свою экономическую модель к тем странам, с которыми она интегрируется.

Карбалевич:
Г-н Жарихин, а не кажется ли вам, что проблема не столько в различных экономических моделях в смысле доли государственного сектора, сколько в том, что Россия и Казахстан - страны-экспортеры энергоресурсов, а Беларусь - их импортер?

Жарихин:
Действительно, эта обстоятельство создает проблему. Вот смотрите, Норвегия - абсолютно европейская страна, но она не является членом ЕС прежде всего потому, что она страна-экспортер энергоресурсов. Но Беларуси вступать в ТС со странами, которые имеют большие запасы энергоресурсов, очень выгодно.

Силицкий: Действительно, в Таможенный союз объединяются страны со схожими структурами экономики. У Беларуси единственный смысл создавать ТС со страной, которая имеет иную структуру и масштаб экономики, заключается в том, что ей гарантируются дешевые энергоносители и доступ на рынки этой страны.

Перевод: Светлана Тиванова