Россия – настоящая Европа, исконная Европа. Для кого-то это прозвучит слишком резко и непривычно, неприятно, но поверьте мне, это следствие того, что западная публика ничего не знает о России и русских. У меня был случай, правда, в Америке. Я представился одному американцу и сказал, что приехал из самой большой страны в мире. Он переспросил: "Из Бельгии?" Я просто потерял дар речи. Что еще добавить? Конечно, плохое знание России на Западе – это общая вина. Именно поэтому я откликнулся на предложение рассказать о своем видении этой проблемы.
Я не понимаю и не принимаю противопоставления России и Европы. В начале ХХ века в Англии и Франции всерьез велись споры о том, можно ли считать подлинными европейцами немцев. О славянах как европейских народах тогда не могло быть и речи. Но уже в начале ХХI века в Евросоюз и НАТО вступили восточноевропейские славянские и балтийские государства. Неужели за 100 лет настолько поменялись критерии принадлежности к европейской цивилизации? Нет, Европа осталась самой собой, несмотря на значительные изменения. Просто наступило запоздалое осознание того, что границы европейской цивилизации шире, чем границы Западной Европы. На очереди – признание того самоочевидного факта, что Россия является неотъемлемой частью Великой Европы не только в географическом, но и в культурном, политическом и экономическом смысле. Лучше сказать даже так: у Европы две столицы – Брюссель и Москва.
Действительно, больше половины территории Российской Федерации находится в Азии. Но европейская часть России – это 42% всего европейского континента. Среди множества народов России есть несколько азиатских этносов, но русские, тем не менее, составляют более 80% населения страны.
Для меня вопрос о принадлежности России к Европе – это вопрос о том, является ли народ России европейским народом. И я отвечаю на этот вопрос положительно. Да, русские не похожи на своих соседей: скандинавов, балтов, западных славян. Но ведь и французы совсем не такие, как немцы, а те в свою очередь отличаются от итальянцев, которые совершенно не похожи на англичан. Европа – это широкий диапазон культур, языков, менталитетов, охватывающий германские, славянские, романские культуры. И Россия занимает в этом диапазоне свое уникальное место наряду с другими великими нациями Европы и мира.
Россия всегда была – повторяю – неотъемлемой частью единой политической культуры исторической Европы, европейской цивилизации. Запад был выразителем культуры Ватикана, а Россия продолжала историю Византии. Более того, Европу и Россию объединяет не столько общее прошлое, сколько единое будущее. Без России Европе не решить ни одной значимой международной проблемы. Россия – кладовая, она обладает всей таблицей Менделеева, в Европе таких ресурсов нет. У России есть потрясающие энергетические ресурсы, есть водные ресурсы, и их цена особенно растет в последнее время. Наконец, Россия – это огромная территория сама по себе, перспективный рынок.
Но и России не жить без Европы. Это показало искусственное политическое разделение, возникшее в ХХ веке во время господства в России коммунистов и особенно остро проявившееся после Второй мировой войны. Разделительные линии в Европе тех времен до сих пор саднят, как старые раны. Но главное не в этом. Россия и только Россия может помочь Европе стать самостоятельным игроком в мире. Подчеркиваю – именно самостоятельным. Потому что до сих пор мы не видели единой позиции ЕС ни по одной значимой теме. Между тем, очевидно, что в условиях постепенного отхода от однополярного мироустройства Евросоюз будет все сильнее дистанцироваться от США по многим вопросам. Собственная мудрость и опыт уже заставили Германию и Францию – еще вчера непримиримых соперников, а ныне союзников по НАТО и ЕС – вместе с Россией и другими международными игроками выступить оппонентами США в вопросе войны в Ираке. И таких примеров будет все больше.
Но главной опасностью для общеевропейской цивилизации сегодня является даже не угасающее имперское доминирование США в мире и не инерция Холодной войны, а размывание европейской идентичности, в первую очередь из-за демографических процессов в странах Запада. Такое решение стран Европы, как признание независимости Косово, говорит о полной наивности и непонимании того, к чему ведут эти процессы - неизбежным, и насчет неизбежных последствий «открытия ящика Пандоры».
Достаточно взглянуть на цифры нашумевшего доклада исследовательского центра Pew Mapping the Global Muslim Population, и станет понятно, перед какими вызовами стоит континент и проживающая на нем цивилизация.
Опыт многоконфессиональной России, где веками мирно уживались представители разных культур и религий при безусловном доминировании именно европейской, русской культуры – спасителен для Европы.
Со времен Мартина Лютера Кинга вошло в моду делиться своими мечтами. У меня тоже есть мечта, точнее, представление об идеальном «оркестре» России и стран ЕС. Это должен быть очень тесно интегрированный союз, единый по ряду вопросов, таких, как энергетика, система прав человека, демократических свобод, и самое главное, единая и неделимая система безопасности наших внешних границ. Вот такой должна быть идеальная Европа – от Атлантического до Тихого океана. К сожалению, реальность не такова, но мы стремимся к тому, чтобы сделать эту сказку былью. В первую очередь именно на это и направлены такие инициативы России, как проект нового Договора о европейской безопасности и Совместный обзор общих для РФ и НАТО угроз и вызовов XXI века. От судьбы этих инициатив зависит судьба Европы и всего мира.
В заключение в качестве дополнительного полемического материала по теме я хочу порекомендовать опубликованную в газете с характерным названием "European Voice" в июне 2009 мою заметку «Новое похищение Европы».