Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грузия и Молдавия обеспокоены тем, что могут лишиться своих защитников, специальных представителей ЕС

© коллаж ИноСМИГрузия и Молдавия обеспокоены тем, что могут лишиться своих защитников, специальных представителей ЕС
Грузия и Молдавия обеспокоены тем, что могут лишиться своих защитников, специальных представителей ЕС
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В официальных кругах Молдовы и Грузии вызвали озабоченность слухи о том, что Евросоюз собирается отменить должности своих специальных представителей в этих регионах. Если это подтвердится, станет ясно, что стратегический интерес ЕС к Кишинёву и странам Южного Кавказа резко снизился.

В официальных кругах Молдовы и Грузии вызвали озабоченность слухи о том, что Евросоюз собирается отменить должности своих специальных представителей в этих регионах.

Если это подтвердится, станет ясно, что стратегический интерес ЕС к Кишинёву и странам Южного Кавказа резко снизился.

Официальные чиновники ЕС, отвечающие за внешнюю политику, во время своей встречи на прошлой неделе с представителями шести постсоветских государств, образующих сообщество «Восточного Партнёрства, не высказали ни намёка о возможности грядущих изменений.

Напротив, официальные представители Армении, Азербайджана, Грузии, Молдавии, Украины и Белоруссии ещё раз выслушали заверения в том, что восточные соседи ЕС остаются для блока «основным приоритетом».

Со смесью удивления и тревоги эти страны узнали 31 мая, что ЕС собирается отменить две свои ключевые должности в регионе.

Эштон готовит бомбу

Помощник верховного представителя ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон (Catherine Ashton) 28 мая заявил послам в ЕС, что она собирается ликвидировать должности специальных представителей ЕС в Молдавии и на Южном Кавказе.

Такой шаг способен значительно уменьшить степень присутствия Евросоюза на территории обоих регионов, которые считаются политически нестабильными и беззащитными перед ползучим распространением российского влияния.

Никаких официальных заявлений от Евросоюза, как и от официальных лиц, которых касается эта новость: Кальмана Мижей (Kalman Mizsei), специального представителя в Молдавии, и Петера Семнеби (Peter Semneby), занимающего этот пост на Южном Кавказе, не поступало.  

Юлиан Фрунташу, консультант молдавского премьер-министра Влада Филата, заявил молдавской службе радио «Свободная Европа» и радио «Свобода», что он озабочен тем, как этот шаг отразится на ходе интеграции Молдавии в Евросоюз в роли одного из восточных партнёров.

«Думаю, обстоятельства, при которых пришлось работать Кальману Мижею, были не самыми лучшими. Но сам пост, мне кажется, не стоит упразднять только на том основании, что Кэтрин Эштон захотелось упростить структуру дипломатической службы ЕС, - заявил Фрунташу. – Я думаю, что сам факт назначения Европейским советом своего высокого представителя в этих странах свидетельствует о том, что Молдова, Грузия и другие страны региона относятся к числу приоритетов ЕС. Мы в первую голову заинтересованы в Восточном Партнёрстве и в месте Молдавии в этой инициативе, и, думаю, нам было бы полезно, чтобы в Молдавии оставался специальный представитель ЕС».

Этот шаг, который затронет ещё одиннадцать специальных представителей ЕС, объясняется попыткой рационализировать дипломатический корпус ЕС. Однако в письме Эштон с изложением плана преобразований, предлагаются и другие причины такого изменения, поразившие некоторых обозревателей своей некорректностью.

Из письма Эштон явствует, что европейский блок должен избавиться от удалённых должностей. Но ведь Молдавия и Южный Кавказ расположены к Европе ближе, чем Центральная Азия или регион африканских великих озёр, а там должности специальных представителей сохраняются.

Из письма также следует, что блок предполагает сохранить только те должности, которые наиболее важны для ЕС; тревожный звонок для стран, на территории которых не разрешены как минимум четыре постсоветских «замороженных конфликта».

Родовые муки


Новость о предстоящем изменении поступила, когда официальные представители Евросоюза собрались в Ростове-на-Дону на саммите со своими российскими коллегами. Эта встреча рассматривалась как преддверие смягчения резких отношений между Москвой и Брюсселем.

По плану, предложенному Эштон, должность, которую сейчас занимает Мижей, будет объединёна с должностью представителя Европейской комиссии и в конечном итоге войдет в штатное расписание нового консолидированного дипломатического органа, над организацией которого трудится Эштон в настоящее время.

Аналогичные изменения постигнут Армению, Азербайджан и Грузию. Помимо утраты надзора Семнеби, занимавшего этот пост в течение четырёх лет и пользовавшегося большим уважением в регионе, этот шаг будет означать также конец единого подхода ЕС к Южному Кавказу.

Такой поворот событий может быть выгоден Москве, которую обвиняют в использовании региональных споров для дестабилизации стратегически важной области.

Ключевой фигурой в борьбе Тбилиси за восстановление контроля над её ориентирующимися на Москву мятежными областями, Абхазией и Южной Осетией, является Темур Якобашвили, государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции. В своём интервью грузинской службе радио «Свободная Европа» и «Свобода», он заявил, что верит в то, что это решение не «окончательное», но выразил озабоченность в связи с тем, что изменения в должностной структуре могут оказать отрицательное влияние на разрешение конфликта в этой области.

«Неважно, как будет называться новая должность, - заявил Якобашвили. – Важно, как при этом распределятся функции; мне кажется, что пост Семнеби, охватывающий весь Кавказ, имел большое значение». И добавил: «Конфликты будут всегда. Однако в случае Грузии мы имеем дело уже с оккупацией [нашей территории]. Поэтому столь важен вопрос о распределении функций для такого рода должностей».