- В России появился новый взгляд на формирование отношений с Латвией, и все больше российских политиков начинают говорить о хороших отношениях с государствами Балтии. Поскольку холод в отношениях с Балтией мешает России формировать лучшие отношения с ЕС и НАТО.
- По-моему, у самого латвийского общества есть необходимость в большей интеграции (между латышами и русскими – И.М.); нужно улучшать также российско-латвийские отношения. Но это должно происходить при помощи совместных проектов. Отношения, царящие между Россией и Латвией, я не считаю нормальными.
- По чьей вине латвийско-российские отношение не настолько хорошие, как этого можно желать? Бывшая президент Вайра Вике-Фрейберга хотела поехать с государственным визитом в Россию, но приглашения не было. Долго планировался также визит господина Затлерса.
- Я не хотел бы углубляться в этот вопрос; с обеих сторон много тех, кому нравится использовать прошлое, чтобы разрушить будущее. Может быть, в формировании межгосударственных отношений стоит использовать русскую пословицу: «Кто старое помянет, тому глаз вон!». То есть, не обязательно ответы искать в прошлом. Прошлое нужно помнить, должно быть также национальное воспитание, но нужно думать о будущем. А будущее таково, что Россия и Латвия всегда будут находиться рядом.
- Что в вашем понимании «старое»? Советская оккупация Латвии – тоже?
- Конечно. Это страница, которую в отношениях государств давно надо было перевернуть. Вы это считаете оккупацией. В России есть другие мнения. Но, честно говоря, мы в России об этом мало думаем. В целом, как мне кажется, мы к Латвии относимся лучше, чем Латвия к России.
- Если бы Россия признала оккупацию Латвии, это способствовало бы формированию лучших соседских отношений.
- Я не вижу здесь неразрешимых проблем. Но вы русских все время вынуждаете извиняться. Ельцин уже высказал определенные слова. Все! Русский народ в этот период пострадал не меньше, чем латышский народ. Во время Гражданской войны, революции практически была уничтожена русская политическая и культурная элита. Я внук царского генерала, мой дед воевал против латышских красных стрелков. Разве мне нужно копаться в прошлом и обвинять стрелков в том, что они участвовали в массовом расстреле представителей Белой армии? В моем роду были и красные, и белые, и в латышских родах тоже было по-разному.
- Прежде всего, надо начать с признания факта оккупации Латвии.
- Поверьте, я очень многое не понимаю из того, то произошло в 1939-1941 годах, несмотря на то, что я доктор наук. Не понимаю, о чем думали те политики Латвии, Литвы и Эстонии, которые, может быть, выбирая из двух зол меньшее, приняли определенные решения, подписали определенные документы, связанные с присоединением государств Балтии к Советскому Союзу.
- Так откройте российские архивы, посмотрим, что и как было.
- Может быть, эти сложные исторические проблемы можно было бы решать в процессе возобновления межгосударственных отношений. А что делаете вы? Артачитесь из-за каких-то принципов, хотите добиться того, чего невозможно добиться, если между государствами нет полноценных отношений – в экономике, культуре, политике.
- США и страны Западной Европы советскую оккупацию Латвии признали. А вы говорите, что «факты не выяснены».
- США для меня вовсе не указчик. Вам нужно прекратить смотреть на США, они далеко и ваших проблем не решат. А Россия вместе с Латвией может решить наши общие проблемы. Что, к примеру, происходит в российско-латвийских отношениях? Вы вцепились в принципы, как жена, которая говорит: пока не вынесешь мусор, еды не получишь! Для России отношения с Латвией не принципиальный вопрос: ведь не Россия маленькое государство, которое находится по соседству с большим государством, к тому же у России также много других целей.
- Вопрос о цене, за которую от Латвии ожидается улучшение отношений. В особенности, если со стороны России звучит риторика по вопросу гражданства, о предоставлении русскому языку статуса официального языка, намеки об отказе от термина «оккупация» и тому подобное.
- Это вопросы, к которым должна обратиться сама Латвия, чтобы стать более демократичным и открытым государством. Мой добрый совет Латвии – видите, я веду себя очень интеллигентно! - вы должны подумать о том, как русских Латвии превратить в хороших латвийцев. Для нас важно, чтобы не было проблемы в области политики и гражданства, на которые жалуются русские Латвии, приезжая в Москву. Если русские в Латвии будут чувствовать себя комфортно, они станут мостом для улучшения отношений с Россией, прежде всего, в сфере экономики. И, если латыши будут достаточно смекалистыми, чтобы суметь сформировать хорошие отношения с Россией, прежде чем это успеют сделать литовцы или эстонцы, то все бонусы будут ваши.
Россия была бы заинтересована помочь части латвийской молодежи - и латышам, и русским – получить образование в России. Чтобы они изучили русский язык, культуру, чтобы у них были успехи в предпринимательской деятельности. Россия заинтересована, чтобы русские, которые живут в Латвии, не забывали свои русские корни.
- Какова ваша позиция по ситуации с языком и гражданством в Латвии?
- Лично я считаю, что русскому языку нужно предоставить статус официального языка. Говоря о ситуации с негражданами, по-моему, ее решение больше всего нужно Латвии. Это вопрос репутации Латвии. Важно, чтобы неграждане приняли решение или в пользу латвийского, или российского гражданства. Тем, кто не захочет натурализоваться, нужно дать гражданство России или помочь переселиться на жительство в Россию. Это вопрос, который Рига и Москва должны обсудить. Об открытии российских архивов: это должен быть обоюдовыгодный процесс. В Латвии есть вещи, к которым в России имеется определенный интерес. Поэтому со стороны Латвии должны последовать встречные шаги.
- Какого встречного шага вы ждете от Латвии?
- Очень просто: визит президента Латвии в Москву должен стать успешным. Ему в Москву нужно приехать с определенной, креативной идеей, чтобы суметь перевернуть негативную страницу в российско-латвийских отношениях. Я говорю это не как должностное лицо, это мое личное мнение.
Перевод: Лариса Дереча